
Продолжая изучать аптечный бизнес Донецкой Народной Республики, и помня о том, что медикаменты являются одной из базовых потребностей населения наравне с продуктами питания и водой, я заинтересовалась наличием "здоровой конкуренции", а именно: имеются ли частные аптеки в "ДНР"? Оказываются, имеются. Правда, значительно поредевшие за два с половиной года почти не прекращающихся военных действий. Оно и понятно, война не особо располагает к ведению бизнеса, даже такого прибыльного, как аптечный. Совсем недавно пользователи соц.сетей из Донецка и Макеевки сообщали об опечатанных аптеках предприятия "Сарепта". "Подхожу на Текстильщике к двери аптеки "Сарепта", а там бумажка "опечатано УБОП ДНР", - делится местный житель. Подобная перспектива по сообщениям донецких пользователей была реальна для сети социальных аптек общественной организации инвалидов "Чернобыль-помощь". Странно, но руководитель донецкой организации, обратился за помощью к депутату Госдумы РФ И. Кобзону, написав ему открытое письмо, с просьбой оказать содействие в разрешении этого вопроса. Казенные печати еще летом можно было видеть и на дверях аптечной сети "ОК". Но, свято место пусто не бывает, на месте опечатанной аптечной точки открывается новая, как правило, под вывеской ГП "Лекарства Донбасса". Если учесть тот факт, что многие аптечные предприятия оказались бесхозными во время войны, то передача таковых на баланс открытого в начале 2015 года республиканского государственного предприятия является логичным продолжением. Возможно, в логику этих действий вписывается и то, что в "ДНР" именно через это предприятие проходят все медикаменты, поступающие на территорию республики, цены на которые странно колеблются. Т.е. нельзя сказать, что на ряд медикаментов первой необходимости они так уж заоблачно высоки. 10 ампул диклофенака, например, стоят от 35 до 73 рублей, таблетированная но-шта от 103 до 270 рублей. (согласно мониторингу минэконом развития). Хотя с учетом среднемесячной заработной платы работника той же медицинской отрасли (хирургическая медсестра получает 2900 рублей, врач - 3660 рублей) нельзя сказать, что заявленные цены очень уж дешевы. Выручает находчивость фармацевтов, которые могут предложить немного просроченные препараты со скидкой. Например, средство от воспаления почек, стоившее 480 рублей в центральной аптеке мне предложили за 360. Точно такое же с нормальным сроком годности и за ту же цену, что и просроченное, я нашла в донецкой аптеке на Бакинских Комиссаров. Чаще всего подобная чехарда наблюдается в коммерческих аптеках, хотя грешат этим и государственные, в которых цены на тонометры, например, от 2800 до 4500 тысяч рублей. И это притом, что в Республике достаточно большой процент именно пожилого населения, для которых измеритель давления жизненно необходим. Местные предприниматели, занимающиеся данным видом бизнеса объясняют такое ценообразование тем, что, действуя согласно нового налогового законодательства, приходится платить большие налоги — 20% от прибыли и 1,5% от валового дохода. Да и получить лицензию на фармацевтическую деятельность не просто. "Много отказов из-за мелочей. Например, требуют документы на мебель в аптеке, о том, что она сделана из экологически чистого сырья!", — поделился со мной горловский предприниматель. Если в Горловке откроют 20 республиканских аптечных киосков в зданиях медучреждений, частным предпринимателям вообще будет тяжело выжить, считает мой собеседник, потому что цены в государственных аптеках практически такие же, как отпускные у поставщика ГП "Лекарства Донбасса". "Ведь в основном аптеки выживали благодаря тому, что ещё имели аптечные пункты при больницах и поликлиниках, а сейчас руководство больниц тянет с продлением договоров аренды", - рассказал предприниматель. Эта фраза, что "цены в государственных аптеках почти такие же, как у поставщика", подтверждает факт существования единого монополиста в лице ГП "Лекарства Донбасса". Частные аптеки, закупая препараты у монополиста, естественно, будут прогорать, не выдерживая конкуренции с государственными, принадлежащими тому же ГП "Лекарства Донбасса". Каким образом монополистом устанавливаются цены на медикаменты - доподлинно неизвестно, зато известно, откуда поступают сами медикаменты. В Минздраве Республики заявили, что нашли выгодных поставщиков лекарств, вследствие чего "частники" были вынуждены снижать цены, рискуя, в противном случае, уйти с рынка. В лидеры по поставкам лекарств в ДНР выбилось несколько ростовских региональных дистрибьюторов лекарств - "Астика" (47% поставок в "ДНР" и "ЛНР") и "Биофарма" (33,4%). Кроме того, в первую десятку входят ростовские компании "Лесан Фарма" (5,6%), "Супрамед-Юг" (1,3%), а также два частные лица, доля которых составляет (6,3%). Товарооборот медпрепаратов с представленными фирмами астрономический. Согласно данным компании RNC Pharma, в первом полугодии 2014 года выручка ростовских компаний от поставок лекарств в Украину не превышала 5.5 млн. рублей. Зато только за первое полугодие 2015 года "Астика" и "Битофарма" во многом благодаря тесному взаимодействию с Минздравом Республики смогли выручить соответственно 275,4 и 195, 9 млн. руб. Монополия государственного сектора в Минздраве ДНР, согласно документам, стремительно растет. Совсем недавно "Комитет Народного Совета ДНР" по бюджету, финансам и экономической политике обсудил концепцию законопроекта о "государственном" регулировании производства и оборота этилового спирта. "Концепция законопроекта предполагает, что производство этилового спирта в Республике будет закреплено исключительно за государственными предприятиями, что обеспечит надлежащий контроль и позволит снизить долю теневого оборота этилового спирта", — отметила председатель "комитета" Марина Жейнова. До сего дня этиловых спирт реализовывался через аптечную сеть по цене 22-28 рублей за 100 мл от российского производителя и по цене 40-45 рублей от местного. Согласно "документу", в каждой аптеке также должен быть минимальный ассортимент лекарственных препаратов для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ: марля, бинт, вата, перчатки, грелка, термометры, а также 30 наименований лекарственных препаратов. В списке - амброксол, ампициллин, мазь оксолиновая, парацетамол, цефтриаксон, дезинфицирующие средства, поливитамины и другие. Планирование выпуска собственного этилового спирта, регулирование аптечного бизнеса, о чем написано выше, разумеется, делается для того, чтобы сократить количество контрафактной и некачественной продукции, снизить цены и обеспечить население доступными медпрепаратами высочайшего качества. Какие еще тут могут быть причины? Как видим, забота Минздрава по установлению контроля над фармацевтическим бизнесом показательна и красноречива. Даже если, и чисто теоретически, забыть, что руководство республик, действуя в интересах народа, решило осуществить тенденцию монополизации такого важного и экономически перспективного рынка.