
В конце прошлой недели в Киеве состоялось последнее в этом году заседание Священного Синода Украинской православной церкви (Московского патриархата). На нём, в частности, был заслушан отчёт управляющего делами УПЦ (МП) митрополита Антония о его поездке в Стамбул и аудиенции у т. н. Константинопольского патриарха (предпочитающего именовать себя историческим титулом "Вселенский", уж более тысячи лет не соответствующим действительности). По итогам встречи в Стамбуле сайт информотдела УПЦ (МП) сообщил: "Собеседники были едины в той позиции, что любые расколы в Церкви должны решаться на основе церковных канонов, а не политической целесообразности. Церковный раскол следует лечить и преодолевать, а не узаконивать". Из этой обтекаемой формы ретранслятор официальной позиции УПЦ (МП) Союз православных журналистов тут же сделал вывод-заголовок: "Раскол следует врачевать, а не узаконивать, - Вселенский Патриарх". Данное "речение патриарха" и кочует триумфально по соцсетям якобы в подтверждение того, что "Константинопольский Патриархат дал понять, что не признает УПЦ КП". Вот и синод выразил благодарность Варфоломею "за поддержку Украинской Православной Церкви". А ведь митрополит Антоний признал в своём докладе лишь то, что "во время встречи речь шла о состоянии межконфессиональных отношений в Украине", и что сам он "поделился с Патриархом Варфоломеем видением перспектив и мыслями о будущем Украинской Православной Церкви". Как видим, ни слова о позиции самого патриарха. Но мало кто из радующихся, как они полагают, победе церковного единства над украинским расколом обращает внимание на то, что в те же дни т.н. "Патриарх всея Руси-Украины Филарет" соизволил принять в своей резиденции официальных представителей Константинопольского патриархата. Более того, "участники встречи обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес". Но какой взаимный интерес может быть у Церкви Христовой и организации, действующей на раскол Тела Христова? Что общего у света с тьмою, какое общение праведности с беззаконием? Ответ на этот риторический вопрос Христова апостола (2 Кор. 6:13) напрашивается один: праведности у Константинопольского патриархата давно уж нет. По меньшей мере, четверть века - когда он принял в молитвенное общение раскольников из так называемых "Эстонской апостольской православной церкви" и "Украинской православной церкви в США". В то время как те же апостолы и их святые преемники заповедуют отвращаться даже от светского общения с раскольниками, иерархи Константинопольского патриархата уж десятков раз принимали представителей "Киевского патриархата" и встречались с самим анафемой Денисенко (именующим себя Филаретом). Потому, наверное, и не заметили православные на Украине последнюю встречу анафемы с константинопольскими архиереями, что воспринимается она уже как обыденность. Сработало окно Овретона. Дошло до того, что полномочный представитель Константинопольского патриархата Игор Гэча в ответ на прошение украинского парламента Константинопольскому патриарху о даровании автокефалии "украинской церкви, засвидетельствовал, что "обращение о предоставлении Томоса об автокефалии будет рассмотрено Вселенским Патриархом и Синодом Константинопольского Патриархата, и мы… будем работать для принятия положительного решения". Таким образом, патриарх Варфоломей принял к рассмотрению обращение представителей светской власти к главе иностранного патриархата, поданное "через голову" предстоятеля своей же поместной церкви, что является крайне оскорбительным демаршем по отношению к миллионам православных Украины. Более того, Варфоломей пошёл на нарушение канонов церкви в части прав УПЦ (МП) на свою каноническую область, судя по заявлению Гэчи о намерении Константинополя "работать" в пределах этой области. "Обосновал" же права своей церкви на Украину Гэча в интервью… униатской Информационной службе, которая, как заметил известный православный миссионер Андрей Новиков, "систематически поливает грязью Русскую православную церковь". Выбор ресурса, впрочем, не удивителен. Ведь авторами законопроекта-обращения к Варфоломею о "православной автокефалии" оказались в подавляющем большинстве своём те же депутаты-униаты. "Подтвердив", что стамбульский патриархат "приходится матерью" для его "канонической территории" - Украины, а сам Варфоломей - "духовным отцом украинцев", Гэча, наконец, прямо заявил: "Константинополю не надо изучать украинский вопрос: имеет ли он право предоставлять автокефалию или нет; является ли Украинская Церковь дочерью Константинопольской Церкви или нет; является ли Украина канонической территорией Вселенского Патриархата или нет. Это Константинополь прекрасно знает, и не раз подчеркивал и утверждал… Эта проблема будет решена". Мы уже писали, что именование Константинополя "Церковью-Матерью для Украины" есть бредни сивого старца. Но в данной ситуации важнее то, что, по сути, Константинополь отказывает УПЦ (МП) в праве на существование. Ведь по его логике право на самостоятельность в управлении УПЦ (МП) получила не от "Церкви-матери", а от "какой-то левой" РПЦ… И, тем не менее, на литургии, которую "нелегитимный" управделами "несуществующей" УПЦ (МП) митр. Антоний совершил в одном из храмов Стамбула, в алтаре с ним молился… тот самый Гэча. В святая святых был допущен не просто человек, с завидным постоянством плюющий в душу православных Украины, но если уж на то пошло, даже некрещёный! Впрочем, владыка Антоний может и не знать, что уроженец украинской диаспоры в Канаде Игор Гэча был "крещён" в одной из непризнанных "украинских автокефальных церквей" (а потому вряд ли имеет право носить монашеское имя Иов). Да, в 80-х-90-х несколько деноминаций "украинских церквей" в Северной Америке поглотил Константинопольский патриархат. Но этим, строго говоря, поставил и собственную каноничность под сомнение, поскольку служителей этих "церквей" принимал "в сущем сане". А это, в случае с раскольниками, недопустимо. Их принимают в Церковь только через личное покаяние. Именно поэтому, кстати, ещё более сомнительными выглядят игры церковноначалия РПЦ с Денисенко, именующим себя Филаретом. Путь к нелицемерному примирению с раскольниками указал Сам Господь в притче о блудном сыне - через безграничную отцовскую любовь, но при глубоком и искреннем покаянии сына. Поэтому именно покаяние закреплено в канонах Церкви как главное условие возвращения раскольников, а не создание комиссий по торговле условиями ведению диалога с теми, кто заявляет, что не намерен каяться. "Сообразование с веком сим" всегда заканчивается позором для тех, кто поступается принципами, заповеданными Отцами Церкви. И как Денисенко, в конце концов, поглумился над участниками Архиерейского собора и членами утверждённой Собором комиссии (в числе которых, увы, и митр. Антоний), так и слово Варфоломея оказалось последним в диалоге с теми, кто решил заполучить в его лице союзника "в преодолении раскола". Синод УПЦ МП, не говоря уже о СМИ, связанными с информотделом УПЦ (МП), предпочитают "не замечать" слово это. Но в отличие от рассуждений украинской делегации о "лечении раскола", с которыми патриарх, то ли согласился, то ли просто кивнув, выслушал, в конце встречи он отчётливо произнёс: "Пользуясь возможностью, передаю всему благочестивому украинскому народу, который состоит из духовных детей Константинопольской церкви, ее благословение". То есть, всё те же мантры о "Матери-Церкви". Которые, кстати, вдохновенно подхватывает и Денисенко, заявляющий, что не обязательно просить автокефалию у Москвы. Он, мол, её испросит и у Стамбула. Как сообщает сайт Константинопольского патриархата, вышеприведенное заявление было обращено "к представителям украинских СМИ, которые освещали визит митрополита Антония к Матери-Церкви". Неизвестно, подло ли говорилось это после прощания с митрополитом Антонием или - что ещё более удручало бы - в его присутствии на "выходе к прессе". Но в любом случае - сколько уж раз доказывал оборотень сей, что дело с ним иметь - себе дороже. И сколько раз ещё понадобится оказаться в подобной ситуации, чтобы окончательно убедиться в правоте слов Христа "оставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8:22). Ведь "Киевский патриархат" мертворожденный изначально, а Константинопольский давно заражён от него трупным ядом. Дмитрий Скворцов Источник: alternatio.org Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции