На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир на замке. Экономики США, Евросоюза и Китая ищут способы защититься друг от друга


Пока мир, затаив дыхание, ждет начала войны в Северной Корее, настоящие баталии идут в самом центре западной цивилизации. США, Евросоюз и Китай сошлись в мертвом клинче собственных протекционистских мер. Несмотря на то, что действующие лица мирового экономического конфликта периодически выбрасывают в информпространство разного рода сверхценные идеи, сущностное наполнение имеющихся между ними противоречий всегда одно - деньги и ресурсы. Что бы ни провозглашали адепты того или иного политического строя: важность свободных рыночных отношений или наоборот, необходимость государственного контроля за жизнью каждого человека, все это, на поверку, оказывается ширмой. А под плотным покрывалом или легким флером - стремление сильных мира сего "наложить лапу" на капитал и его производные. И, в погоне за этой целью, вдруг оказывается, что все средства хороши, лишь бы они работали в нужном направлении. Так, аналитики отмечают, что в последнее время т.н. протекционистские меры, коими сверхдержавы (к которым вполне можно отнести и Евросоюз, как некую государственную агломерацию) борются друг с другом, достигли небывалого масштаба. Базовые геополитические игроки современности старательно защищают и изолируют собственные рынки, при этом проводя невиданную по масштабам экспансионистскую политику. Лидерами по части агрессивного проникновения на сторонние рынки ожидаемо являются Америка и Китай, которые совокупно выплескивают в чужие экономики астрономическую сумму в чуть менее 600 миллиардов долларов в год. Несмотря на то, что инвестиции, как таковые, традиционно рассматриваются как благо для экономики, подобные масштабы вливаний уже дают повод говорить не столько о партнерстве и взаимном развитии, сколько о поглощении экономиками США и Китая объектов их инвестирования. К тому же, столь обильные денежные вливания уже могут давать право инвесторам не только становиться хозяевами и соучредителями производств, но и претендовать на обладание технологиями, что в условиях общества, манифестирующего переход к постиндустриальной фазе, является весьма важным трофеем. В первую очередь подобную опасность видит для себя Евросоюз, который, с одной стороны, не обладает "эмиссионной машиной", сопоставимой по масштабам с ФРС. А с другой стороны, не располагает дешевыми человеческими ресурсами как Китай. Видя подобную опасность, Евросоюз тщательно "конопатит" свои рынки от слишком уж назойливых и масштабных "инвестиционных вторжений", принимая заградительные законопроекты как на общеевропейском уровне, так и на уровне отдельных стран - членов Евросоюза. Определенные надежды на выработку совместных общеевропейских принципов защиты рынков возлагались на июньский саммит ЕС, но в этот раз достичь, устраивающего всех, консенсуса не удалось. Наиболее значимым результатом можно считать лишь попавшее в заключительное по итогам встречи коммюнике озвученное намерение "справиться с несправедливыми торговыми практиками". Чтобы окончательно поставить заслон американскому и китайскому таранам, которые вышибают хлипкие ворота средневекового замка европейских экономических традиций, странам - членам ЕС не хватило смелости и солидарности. Из-за этого основная преграждающая функция сейчас возложена на национальные законодательства стран, главным образом, локомотивов ЕС: Германии, Франции, Нидерландов и др. Особняком стоит Великобритания, которая, с одной стороны, позиционирует себя после "брексита" не вполне частью ЕС, с другой - стоит ровно перед теми же вызовами, что и остальные страны Старого Света. Французский термин "экономический патриотизм", так или иначе, применим к сути протекционистского законодательства каждой из перечисленных стран. И в Германии, и во Франции, и в других странах ЕС приняты и работают законы, которые делают невозможным простое введение иностранных инвестиций в секторы экономики, которые принято ассоциировать с государственной экономической безопасностью. Это касается разных отраслей, в том числе, связанных с безопасностью информационной. Заключение сделок и договоров здесь возможно только под контролем и с согласия национальных правительств, на которые возложена обязанность обеспечивать безопасность экономик стран, в том числе и подобном аспекте. Подобный подход воспринимается не везде солидарно позитивно, в обществе ведутся дискуссии о том, не противоречит ли такой протекционизм принципам свободного рынка, но, в целом, понимание бизнеса и общества по этому вопросу существует, особенно на фоне мирового кризиса, который, так или иначе, переживают все страны. При этом удивительно (а может быть и нет), что проявление такого подхода странами третьего мира, к которым объективно можно отнести не только государства, расположенные в Юго-Восточной Азии, Африке или Латинской Америке, но и осколки СССР, всячески порицается. Причем не только ожидаемо США или тем же Китаем, но и Евросоюзом, который рад защищать свои собственные рынки, но желает видеть прозрачность рынков потенциальных для него самого. Но это не единственная участь стран-сателлитов. Другая их функция - помогать основным игрокам современного глобального мира в экономической борьбе друг с другом. В этом смысле Украина (равно как Польша или страны Прибалтики) давно признана как "отмычка", с помощью которой США все же планируют влиять на отгораживающийся от них рынок Евросоюза. Совершенно очевидно, что политика санкций против России, навязанная Евросоюзу извне как ответный ход "агрессивному Кремлю", совершенно не выгодна Европе. Но вынужденный двигаться в кильватере американского курса, ужесточающего давление на Москву, Евросоюз, чтобы сохранить лицо, отрабатывает убыточную для себя "санкционную программу". Ограничивает торговые отношения с Россией, резко секвестирует свои инвестиционные проекты. Украина же, картинно изображая роль жертвы, делает невозможным разворот подобных отношений, по крайней мере, в публичной плоскости. Какая же опасность в такой ситуации грозит самой Украине? Кроме того, что спровоцированный государственным переворотом, вооруженный конфликт изнуряет украинские общество и экономику, на страну давит еще один груз. Добровольно (а, вернее, сделанный национальной элитой) выбор быть инструментом в борьбе глобальных экономических сил, обрекает Украину на то, чтобы стать реальной жертвой большой экономической войны. Которая, в отличие от конфликта на Корейском полуострове, ведется давно, всерьез и надолго.   Источник: patriot-donetsk.ru Автор: Виталий Кречетов Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх