На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Цветущая сложность России


"Для России нужна крепость организации, духа и дисциплины"  Константин Леонтьев     В прошедшую пятницу, 25 ноября в "Русском центре" Донецкой библиотеки имени Н.К. Крупской состоялся круглый стол, посвященный творчеству Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891), русского философа, писателя, литературного критика, публициста, дипломата. В этом году отмечается 185-летие со дня рождения и 125-летие со дня смерти Константина Леонтьева (инока Климента).  Видные донецкие ученые и общественно-политические деятели приняли участие в работе Круглого стола на тему: "К.Н. Леонтьев: "А ряд блестящих торжеств ещё будет у России бесспорно в ближайшем будущем…". Модератором встречи выступил Дмитрий Евгеньевич Муза, доктор философских наук, профессор Донецкого национального университета.      "Великий консерватор Константин Николаевич Леонтьев всё также актуален и на сегодняшний день. Мы ещё поборемся за Россию и Византию, говорил он. Константина Николаевича Леонтьева, в монашестве Климента, часто называют гениальным мыслителем - и он действительно им был, именуют талантливым дипломатом - и это правда, точно так же, как и то, что он был прекрасным писателем, публицистом, врачом, переводчиком и цензором.   Последнее письмо Леонтьева другу-мыслителю Тихомирову от 4 ноября 1891 г. заканчивалось словами: “Простите, больше ни слова не скажу. Была лихорадка, ослабел, принял 12 гр. Хинина. Теперь голова плоха”. 12 (24) ноября 1891 года Константина Николаевича Леонтьева не стало. В этот день, узнав о кончине своего друга и единомышленника, Тихомиров записал в дневнике: “У меня еще не умирало человека так близкого мне не внешне, а по моей привязанности к нему. Судьба! Мне должно быть одиноким, по-видимому. Он мне был еще очень нужен…", - такими словами открыл встречу Дмитрий Евгеньевич.     Константин Николаевич Леонтьев родился 13 (25) января 1831 года в селе Кудинове Мещерского уезда Калужской губернии. Его отец, Николай Борисович Леонтьев, - дворянин средней руки, мать же, Феодосия Петровна, происходит из старинного дворянского рода Карабановых. Константин - младший, седьмой по счету ребенок в семье Леонтьевых. Уже перед смертью принял монашество, жил в монастырях Афона, в Оптиной пустыни. Скончался Константин Николаевич 12 (24) ноября 1891 года от пневмонии и был похоронен в Гефсиманском саду Троице-Сергиевой Лавры близ храма Черниговской Божией Матери.   Константин Леонтьев выступал за византийский тип культуры, противопоставляя его рационализму и либерализму западного общества. Развивал положения Н.Я. Данилевского о возрастах национальностей, отстаивал идею о необходимости сильной императорской власти для России. Прогресс понимал, как индивидуализацию и господство избранных.  Вектор исторического развития России долгое время был направлен в сторону далекую от традиционной. Однако, даже в советском государстве — образца 1945 года — традиция и социализм, парадоксальным образом, шли параллельным путём, и эта двоякость идеологии представлявшей собой "весьма своеобразную … смесь выхолощенных марксистских постулатов и традиционных ценностей, выросших на православно-христианской основе", позволила историкам говорить о том, что Великую Отечественную войну "СССР выиграл в своей ипостаси Великой России". Тем паче теперь, когда провозглашается возможность выбора, на наш взгляд, имеет смысл востребовать все плоды цветения русской цивилизации. Но это наследие должно восприниматься не только как данность, но и как повод для творческого осмысления. Поэтому критический, но не предвзятый, творческий, но не эклектичный подход к наследию Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) дает очень многое для понимания современной России и мира в целом. Наследие этого выдающегося русского мыслителя, представляется удивительно своевременным, однако лишь с недавнего времени востребованным у себя на Родине. По глубине осмысления религиозных, политических и культурных вопросов Леонтьев занимает совершенно особое место в историософии и науке в целом.    Во время проведения круглого стола было озвучено, что вершиной философской мысли К. Леонтьева явился капитальный труд “Византизм и славянство” (1875). Вслед за Данилевским Леонтьев предложил впечатляющую периодизацию циклов государственного существования, выделив периоды "первоначальной простоты", "цветущей сложности" и "вторичного смесительного упрощения", т.е. разложения и распада. Расцвет России, по Леонтьеву, начался в конце 17 века и завершился эпохой Николая I. До этого периода господствовала простота нравов и вырабатывалась стойкая государственность. После Николая I началось нашествие либеральных идей с Запада и повсеместная организация террористических групп для борьбы с правительством. Предвидевшему распад государственности Леонтьеву были одинаково чужды обе стороны этого общеевропейского процесса - "свирепый коммунар и охранитель капитала - республиканский лавочник, враждебный и церкви своей, и монарху, и народу".  По мнению Леонтьева, все европейские страны испортили у себя государственную форму, которая вырабатывалась у них в период "цветущей сложности" и впали в прогрессирующее однообразное разложение. Философ обращал внимание на то, что в России образованные слои стали главными ферментами разложения: "Народ рано или поздно везде идет за интеллигенцией, а интеллигенция русская стала слишком либеральна, т.е. пуста, отрицательна, беспринципна. Сверх того, она мало национальна. Творчества своего у нее нет ни в чем: она только всему учится всегда и никого ничему своему научить на может, ибо у нее нет своей мысли, своего стиля, своего быта и окраски. Русская интеллигенция так создана, что она, чем дальше, тем бесцветнее. Она жрет что попало и радуется". Эта характеристика подтверждается поведением интеллигенции перед революцией, когда такие личности как С. Булгаков, П. Струве, Туган-Барановский пропагандировали марксизм, упиваясь романтикой социальных потрясений и только в изгнании изменили свои взгляды, но вновь с либеральным оттенком. Среди тех, кто "одумался" уже за границей, был и видный писатель И. Бунин.   Константин Леонтьев был убежден в том, что "пока дисциплинирующие принципы не возьмут верх в нашем государстве, а во всероссийском ядре охранительные и творческие начала не одержат победы над либерально - разрушительными, русскую плачевную интеллигенцию нашу не следует предпочитать иноверцам и инородцам... Имена немецкой аристократии связаны с военным и политическим величием православной России".  Кандидат политических наук, декан исторического факультета ДонНУ Кирилл Черкашин выступил с докладом на тему "Понимание социальных процессов К.Н. Леонтьевым". Кирилл Валерьевич подчеркнул своеобразие мировоззрения философа Леонтьева и уделил внимание его мысли о том, что каждый новый этап - это ступенька наверх.   "Согласно с его историко-философской концепцией, все уровни онтологической системы, начиная с физического уровня и кончая метафизикой и религией, проходят в своём развитии три стадии: 1) стадия "первичной простоты"; 2) стадия "цветущей сложности"; 3) стадия "вторичного упрощения". Разграничивая и отделяя понятие "развитие" от западноевропейского понимания "прогресса", К.Н. Леонтьев возвращает нас к античной трактовке данного термина. "Постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление, с одной стороны, от окружающего мира, а с другой - от сходных и родственных организмов... Постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности", - вот в чём состоит истинный смысл развития (прогресса)", - высказал в своей речи Черкашин.      "Эгалитарный прогресс", по К.Н. Леонтьеву есть "не что иное, как процесс разложения, процесс вторичного упрощения целого и смешения составных частей". Западноевропейская культура, идя по пути эгалитарного прогресса, вступила в период "вторичного упрощения", фактически исчерпав свой творческий потенциал.   Аномальные ценности, положенные в основу существования этой "новой" культуры, в сочетании с уравнительными тенденциями в её внутреннем развитии, повели западноевропейскую культуру по ложному пути. Сама идея "прогресса", в том виде, в котором она была сформулирована основоположниками "прогрессизма", легко опровергается всем опытом развития человеческого рода. История наглядно продемонстрировала и подтвердила тот факт, что постепенного и поступательного развития всего человечества в сторону его всё большего улучшения никогда не было и, скорее всего, не будет. Движение в этом направлении никогда не наблюдалось сразу во всех частях мира. В то время, когда одни народы или культуры переживали бурный расцвет, другие пребывали в стадиях застоя или упадка. Через некоторое время эта картина могла кардинальным образом измениться: народы, переживавшие период подъёма и расцвета, могли оказаться в стадии застоя или упадка или вообще исчезнуть. А народы, находившиеся в ранее обозреваемый исторический период в неразвитом состоянии, могли перейти в стадию расцвета.   Каждый народ в своем развитии проходит стадии, схожие со стадиями развития отдельного человека, от младенчества до старости и смерти. Но даже после смерти духовное наследие исчезнувшего народа может передаваться другому этносу, занимающему ареал обитания этого народа.    Закон трехфазности исторического развития является сердцевиной леонтьевской историософии. Сам Леонтьев считал формулировку и обоснование этого закона своим открытием в общественно-политических науках. Применив его к истории великих государств прошлого, он рассчитал средний возраст жизни государства, который составил 1000-1200 лет.     С этой мыслью согласился Павел Раста, общественно-политический деятель, русский доброволец и писатель, добавив, что когда происходит трансформация культуры в цивилизацию, то жизненные сроки становятся иными. Но к цивилизации это не подходит - в этом случае сроки увеличиваются. Так же Павел заострил внимание на леонтьевской "заморозке". Процесс "заморозки" общественного процесса с целью остановки "гниения". В качестве некого средства остановки общественного "гниения" Леонтьев предлагал "заморозить" этот процесс. Но что дальше, какова конченая цель, что будет после "заморозки"? Что он видел финальной точкой этого процесса? В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что в конченом счете, эта методология безвыходна.     Директор Центра политологического анализа и технологий Сергей Барышников отметил, что очень правильным было вынести в название круглого стола, не пессимистические мысли философа, а оптимистичную фразу, аккорд "А ряд блестящих торжеств ещё будет у России бесспорно в ближайшем будущем…".   "Для нас Константин Леонтьев это не абсолютная позитивная мерила, "от и до". Леонтьев - это один из тех, кто побуждает нас мыслить. Нас, тех, кому не безразлична судьба Родины, Большой Родины. Мы одни из немногих в ряду современных предтеч Константин Николаевича. Здесь собрались люди теоретического и от части уже практического опыта.  Леонтьев говорил: "Мы сорвемся с европейских рельс и нам предстоит найти свой путь". То есть, я считаю, сегодня не стоит говорить о леонтьевской "заморозке" или ещё о каких-либо пессимистических мыслях. Нужно взять только самое положительное. Константин Николаевич будет для нас путеводным началом, маяком, а остальные по мере востребованности", - высказал своё мнение Сергей Анатольевич.    Общественно-политические деятель, основатель общественного движения "Донецкая Республика (2005)" Андрей Пургин в своём кратком выступлении затронул несколько важных вопросов.     "Мы имеем цивилизационную составляющую как первичную, вторая родственная и замыкает культурологическая. Где находится мера?  Предположим народ, по типу Грузии, который фактически присоединялся к России из-за банальной выгоды и изначально там были все в большей мере коллаборантами. Вот предположим есть люди, которые добровольно хотят присоединится к русской цивилизационной матрице. Где критерии позволяющие это сделать? Дополнительные условия, есть ли они?" - обратился к участникам встречи Андрей Евгеньевич.     Дмитрий Муза предложил один из критериев через привитие культуры, в первую очередь православной культуры, но такой вариант не подходит ко всем народам, и в истории есть уже такие примеры. Те же Грузины, которые православные, но также остаются коллаборантами. Еще из предложенного Дмитрием Евгеньевичем прозвучала идея найти себя в большой цивилизационном пространстве. Из современных критериев может быть исторически-православные территории и мнения большинства жителей, считает Кирилл Черкашин.   Леонтьев любил русский народ тем здоровым чувством, которое не прощает серьезных изъянов в национальном характере. Поэтому он судил его по строгим меркам. Одно было для него очевидно - народ, впавший в либерализм, обречен: "Мы, русские - европейцы в худшем значении этого слова, т.е. медленные разрушители всего исторического у себя и у других... Из самого великорусского племени, бывшего так долго ядром объединения и опорой созидания государству, происходит теперь расстройство... В умах наших царит смута; в чувствах усталость и растерянность. Воля наша слаба, идеалы слишком неясны... Народ наш пьян, лжив и нечестен, и успел уже привыкнуть к ненужному своеволию и вредным претензиям. Сами мы в большинстве случаев некстати мягки и жалостливы и невпопад сухи и жестоки. Мы не смеем ударить и выпороть мерзавца и даем легально и спокойно десяткам добрых и честных людей умирать в нужде и отчаянии". Написано, как будто сегодня!   Хотя Леонтьев не ожидал скорого осуществления мировой миссии русского народа, он знал о заложенных в нем великих возможностях, и надеялся с Божьей помощью, следуя предложенным им социальным рецептам, предотвратить катастрофу, к которой шла страна. Для этого следовало, прежде всего, перестать копировать Европу: “Невозможно нам, не губя Россию, идти дальше по пути западного либерализма, которому на экономической почве всегда соответствует бессовестное господство денег”. Он призывал не считаться с тем, что думает о нас Европа. Выводы Леонтьева обоснованы всем историческим опытом государства: “Для России нужна крепость организации, крепость духа и дисциплины... Поменьше так называемых “прав”, поменьше мнимого блага”. Меры, предложенные философом для выздоровления общества, вытекают из особенностей русского характера.  Русский монах, писатель, ученый и дипломат К.Н. Леонтьев всем своим наследием призывает нас к объединению разных служений отечественного общества, радеющих за самобытность русской цивилизации.   ТЕКСТ И ФОТО: Любовь Орлова   #КонстантинЛеонтьев #круглыйстол #библиотекаКрупской #библиотека #годчтения #культура #Донецк #ДНР #Донбасс
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх