
Историки по сей день спорят о некоторых исторических деталях, связанных с Крещением Руси. Согласно общепринятой версии Крещение происходило в три этапа. Первым - во второй половине IX века - стало крещение части киевлян епископом, посланным Патриархом Фотием I вскоре после похода русов на Константинополь. Вторым - крещение русичей после принятия христианства княгиней Ольгой. Третьим - собственно Крещение Руси великим князем Владимиром. Вскоре после начала княжения Владимир попытался установить по всей Руси унифицированный языческий культ, но вскоре в нем разочаровался, и начал искать для своего народа новую веру, остановившись, в конце концов, на православии. Одни ученые говорят о том, что выбор Владимира был предопределен заранее - так как на Руси по итогам двух прошлых волн Крещения жило большое количество христиан. Другие спорят о том, когда именно произошло само Крещение - в 988, 990 или 991 году. Третьи - ставят под сомнение тот факт, что ради смены веры и семейного союза с Византией Владимир осаждал Корсунь. Но это все - детали. Практически все исследователи сходятся на том, что с Крещением Русь сделала определивший все ее существование осознанный цивилизационный выбор. Окончательный разрыв между западным и восточным христианством произошел в 1054 году, однако де-факто разделение произошло более чем за 6 столетий до этого. Представители Западной Европы пытались склонить княгиню Ольгу к принятию католицизма, но она отказалась и сделала выбор в пользу Православия. Затем же окончательный отказ католикам (а также - мусульманам и иудеям) дал внук Ольги Владимир, заложивший основу уникальной православно-славянской, евразийской цивилизации. Украинские "вожди" вроде Порошенко любят сегодня рассказывать активистам "страны не выученных уроков" о том, что Владимир якобы сделал "европейский выбор", но поверить в подобную чушь может только абсолютно безграмотный человек. Если бы путь Руси был "европейским", Владимир бы принял католицизм. Сам Владимир по самой распространенной версии принял крещение в Корсуни (в Херсонесе, на территории современного Севастополя). Вернувшись в Киев, Владимир велел крестить все русские земли. К народу он обратился с такими словами: "Если кто не придет завтра на реку - богат ли, или убог, или нищий, или раб - да будет противник мне". Язычески идолы были изрублены и сброшены в реки. Одними из первых Крещение приняли на притоке Днепра Почайне киевляне. На месте языческого капища в Киеве была возведена церковь святого Василия. Позднее в Киеве воздвигли знаменитую Десятинную церковь. Сам Владимир после принятия Крещения стал совершенно другим человеком. Бывший ранее жестоким и своевольным, он превратился в милосерднейшего правителя, стал помогать больным и немощным, бороться за справедливость. Крестив огромное Древнерусское государство, Владимир Святославович совершил величайший подвиг, и поэтому сегодня мы его чтим, как равноапостольного святого. Помимо духовных, Крещение Руси имело и другие важнейшие последствия. Началось стремительное укрепление единого государства, развитие образования. Хотя любить Русь Европа не стала, но считаться с огромным христианским государством теперь приходилось. Наряду с языком и происхождением Православие на века станет одним из ключевых элементов самоидентификации русского человека. В XIII веке восточные княжества фактически договорились с монголами вместе противостоять католической экспансии, целью которой было полное уничтожение Руси, как самостоятельного этнополитического и духовного явления. Западные князья же попытались начать заигрывать с Папой Римским. В итоге на основе восточных княжеств возникло огромное самостоятельное Русское государство, а на Западе династия Рюриковичей погибла, а земли Поднепровья и Правобережья Днепра на долгие века оказались порабощены западными соседями. Сегодня на Украине День Крещения Руси используют для нечистоплотных политических инсинуаций. Украинский финансист Эрик Найман в своем блоге написал, что Россия не является Русью и предложил сделать праздник Крещения Руси в Киеве регулярным аналогом "хаджа для мусульман" (извините, дословная цитата). Термин "Росия" впервые применил по отношению к Руси еще византийский император Константин Багрянородный в Х веке (от византийского: Ρως). С тех пор его стали регулярно использовать в византийских и западных источниках. В кириллическом написании его впервые употребили в 1387 году, после чего сотни лет оба варианта использовались одновременно. При Иване Грозном же термин "Росия" был закреплен официально. А вот наименование "Московия", которой так любят сегодня применять неграмотные украинские наци, официально не использовалось. Его придумали литовцы, и стали активно использовать поляки, которые хорошо знали, что владеют землями юго-западной Руси (современной Украины) незаконно, в нарушение всех норм международного права того времени - так как единственным законным претендентом на них могли быть Рюриковичи (оставшиеся только в Москве) и их наследники. Дабы не напоминать мировому сообществу о том, что они украли чужие земли, "соседушки" и пытались добиться того, чтобы Российское государство не идентифицировали с Русью. Но получалось у них это плохо. Европейские дипломаты и путешественники всегда подчеркивали, что Московия - это и есть Россия, а московиты - это русские. Кстати, митрополит Киевский вполне осознанно в 1299 году переехал во Владимир-на-Клязьме, а в 1325 - в Москву. Поэтому, когда возникла коллизия с одновременным существованием Московского патриархата и Киевской митрополии (в XVII веке), Патриарх Варфоломей разрешил ее единственным логичным образом, присоединив новую "Киевскую митрополию" к Московскому патриархату, являющемуся единственным продолжателем изначальной Киевской митрополии. И поэтому в Православном мире негативно реагируют на попытки создания на Украине неких "киевских патриархатов". Так, инициативно созданная в 1992 году в Киеве псевдоцерковная структура является канонически не признанной ни одной из православных церквей, а ее таинства являются недействительными (таинство крещения в ней, как это ни парадоксально, признают только подчиняющиеся Папе Римскому греко-католики). Попытки же киевских политиков обратиться сначала к Иерусалимскому, а затем к Константинопольскому Патриарху за признанием своей "национальной церкви" встретили у законных мировых церковных иерархов, мягко говоря, прохладную реакцию. Отмечать День Крещения Руси и рассказывать людям о роли в этом процессе Святого Равноапостольного Князя Владимира - нужно обязательно. Благодаря решению князя, принятому более тысячи лет назад, мы есть теми, кем мы есть. У нас есть своя самая большая в мире страна, мы объединены в один народ и являемся носителями уникальной цивилизации. Именно то, что официальной религией на Руси стало Православие, позволило России создать на просторах Евразии сложную цивилизационную систему, место в которой нашлось представителям различных народов и культур. Виктория Нефедова