На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

1917/2017: нужна ли «Иванам» память исторического родства?


Как ранее сообщало ИА Новороссия, в конце ноября в Луганске состоялась презентация научно-исследовательского и просветительского Центра краеведения "Пятая печать" - общественного объединения специалистов-единомышленников для изучения и общественного просвещения по теме религиозных гонений ХХ века в Донбассе. Корреспондент ИА Новороссия пообщался с одним из инициаторов этого нового дела Гаврисюком Александром Николаевичем. Корр.: - Представьтесь, пожалуйста. А. Г.: - Меня зовут Александр, я родом из Антрацита. С четверть века живу сознательной, церковной жизнью и с верой в Бога. Из них последние 18 лет занимаюсь призыву сердца и совести православно-общественной деятельностью на ниве просвещения, информационной работы и т.п. Сейчас являюсь одним из координаторов создания Общественного Объединения (Братства) "Православно-гражданский актив Луганщины". Сугубо же по данной теме обсуждения представляю на сегодня ещё Информационный отдел Луганско-Алчевской епархии УПЦ МП в качестве помощника руководителя отдела. С осени прошлого года эта тема у меня на руках в разработке, по благословению правящего епископа. - Недавно вами была инициирована идея создания научно-исследовательского просветительского центра в Луганске по изучению религиозных гонений ХХ века в Донбассе. Расскажите о подробнее об идее проекта, проблемах в его реализации? Вы очень верно подметили начать беседу с проблемной основы этой темы. Если делать оценку сути с подоплёки проблем, то у неё несколько граней. Как в нижней, не очень обозримой части айсберга. Но, пожалуй, корень их всех в духовной плоскости, прежде всего. В нашем беспамятстве - как людей, носящих свободно (казалось бы) на груде нательные кресты и именующих себя православными христианами. А таких 70-80% в обществе. Что стабильно любая социология выдаёт данные по этому вопросу у нас вот уже около 20 лет. Да ещё беспамятства не в период безбожия общего, а в эпоху т.н., духовного возрождения, о котором слышим сплошь и рядом. И чуть ли не каждый день. Сошлюсь под обоснование этого тезиса на мнение такого очень авторитетного пастыря, как отец Кирилл Каледа, который с четверть века является настоятелем храма Новомучеников Церкви Русской в Бутово. Это, пожалуй, самый известный расстрельный полигон в России эпохи гонений ХХ века. Где примерно из 30.000 расстрелянных людей больше 300 (!) уже причислены Церковью к лику святых. Именно в чине Новомучеников Бутовских. И у самого батюшки среди родных и близких были те, кто прошёл период гонений на своём личном опыте. Так что он как говорят "в теме" сверх всякой меры. Так вот, на мой вопрос отцу Кириллу (я брал у него интервью в Москве осенью 2014 года) "возможно ли реально наше общее возрождение,- и духовное и общественное и государственное, но без адекватной рефлексии и духовного осмысления подвига Новомучеников?", - последовал спокойный, но категоричный ответ: "нет, не возможно, и даже обсуждать нечего"! Однако, признаюсь, я ждал всё-таки развития ответа, глядя на собеседника. Но отец Кирилл просто молчал, давая понять, что можно задавать следующий вопрос. И на меня это произвело огромное впечатление, если честно. Нечего обсуждать даже, понимаете? Ведь действительно, по учению Церкви "кровь мучеников - это семя церкви" (по выражению церковного писателя III века Тертуллиана). И давайте представим себе и честно признаем - как бы могла развиться история человечества на нашей планете, если бы в I-III в.в. нашей эры не нашлось такого количества христианских мучеников, верных Богу до смерти. Начиная с самих апостолов. 11 из 12 которых погибли мученической смертью. Как особых свидетелей истинности веры, и истинности Иисуса Христа как Бога. Заметим, греческое слово мученик - "мартирос" переводится как свидетель. "Всего лишь на всего". И они в трезвом уме и ясной памяти, наполненные любовью к Богу и людям (а не фанатизмом уничтожения людей), отдавали самый ценный дар во имя такого свидетельства - свою жизнь! Могла бы явиться человечеству в таком случае мировая христианская культура того обще известного теперь творчества и созидания жизни, которая и задала последующий вектор целой новой эре?! Для всей вселенной! Или если бы эту кровь мучеников Христовых никто в упор не пожелал бы замечать? Так, чтоб помнить и почитать. И на такой благодарной памяти новые поколения истинных христиан миру являть. Ответ очевиден. Так вот, в России ХХ века история фактически повторилась. В плане засевания будущих всходов Церкви мученической кровью верных христиан. Как и слезами, потом и подвигами исповедников веры, прошедших жернова тюрем и лагерей, всевозможных гонений, притеснений и лишений, немыслимых унижений и скорбей. Но не утративших своей веры, и не предавших ту же Божественную любовь. Где именно это семя было посеяно, в чем его суть и смыслы, или чем оно нам ценно сейчас, что и как нужно сделать, чтобы оно воистину проросло, и от чего эти всходы имеет значение защитить и взлелеять их рост? Вот основные и проблемные вопросы этого уникального и благодатного исторического явления, которые перед нами всеми обостряет сейчас Господь Бог и сама жизнь. На всех просторах необъятных исторической Руси. Чтобы мы не оставались инфантильно "Иванами, родства не помнящими". Тем более родства духовно-кровного и в Боге. Для нас же в регионе следующий пласт проблем этой темы, так уж сложилось, образовался ещё и в том, что несколько попыток в прошлые годы провести такую исследовательскую архивную работу для поиска кандидатов на прославление в лике святых мучеников и исповедников так и не были доведены до своего логического завершения. И результата. В основном, в силу того, что люди, которые такие попытки предпринимали (как правило, местные священники) переезжали потом в иные места жительства. Хотя есть прецедент, когда на новом месте жительства и служения такие делатели ревностно доводили дело до конца, но уже по иным личностям святых. То есть, уже той новой местности. А также, судя по всему, ещё и в силу того, что мы не обретали в те годы (вплоть до сегодняшнего дня отчасти) понимания, доброй воли и совестливых чувств от лица должностных блюстителей архивных учреждений. При этом такие благодатные процессы духовного и национального опамятования, или скажем скромней - закладки основ полноценного опамятования через обретение святых Православной Церкви нового времени развивались активно почти во всех регионах и России, и Украины, и даже за рубежом. Особенно в России конечно. Где-то с середины 90-ых и вплоть до наших дней. Но, правда, по нисходящей линии. От столиц в регионы, и от массового обретения большими составами к небольшим группкам и личностям индивидуально на местах. А также - от формальной церковной канонизации к стараниям реально прославить и почитать их всем миром. А не только узким кругом посвящённых людей в сане и специалистов поисковиков. А наш час тогда так и не пробил. Хотя, чем глубже мне судил Господь погружаться в эту тему - тем меньше у меня поворачивается язык добавлять "к сожалению". Ибо возможно в этом тоже свой промысл Божий был заложен. Под дальновидное совпадение наперёд со временем таких жгучих испытаний в нашем родном Донбассе. Но это уже тема для отдельного и глубокого разговора. - Почему это так важно, особенно в день сегодняшний? В этот вопрос так и напрашивается ещё дополнение - особенно для нас в Донбассе. Ну, если действительно Бог не в силе, а в правде - то нам нужна полнота этой правды. Нам нужен Сам Господь, просиявший во Своих святых, а не Его "тень" или "отголосок" дней минувших. Типа, безвозвратно канувших в лету. То есть, полнота исторической правды и справедливости и именно через духовную призму анализа истории должна восполнить недостаток наших духовных сил для взращивания веры. Прежде всего. На таких невероятных и живых примерах подвига исповедания веры, терпения скорбей ради Христа, и сообщения нам дара благодати Духа. Фактически в тех же житейских условиях жизни, что и мы живём ныне. Но помимо того есть ещё целый ряд очевидных факторов, по которым для нас это действительно крайне важно сегодня. Так как, мы в своих планах в первую очередь делаем акцент на обретение кандидатов для прославления в чине новомучеников. А по таким личностям церковная традиция и каноны не требуют дополнительного сверх времени для перепроверок и дополнительных факторов подтверждения святости. Помимо тех данных, которые в основном и дают архивные материалы под итоговый факт мученической гибели (в них, как правило, необходимо проверить 3-4 ключевых условия и требования). В отличие от почитания святых в иных, не мученических чинах, по которым ещё требуются свидетельства посмертных чудес в народе по молитвам к таким кандидатам на прославление. А значит и время для роста почитания и подтверждения подобных чудес. И такие кандидаты у нас по большей части только вот-вот за последний год засветились. И часть была известна невероятно узкому кругу лиц до этого ранее. Но процесс более оперативного рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации данных кандидатов, безусловно, сразу потянет за собой последовательно и схожий процесс активизации подготовки и прославления тех местных подвижников, которые, в общем-то, давно уже известны и так очень многим в церковной (да и не церковной даже) среде нашего региона. Как и далеко за пределами его тоже. Но под прославление уже в чине исповедников веры. К чему мы шли и так уже многие годы, но несколько застопорились. То есть, по принципу домино. Чему очень важен первый толчок. Очень. Ну и судите сами, что такое обрести новых святых покровителей на небесах из числа своих земляков (!), которые подвизались вот ещё совсем недавно на нашей земле, и среди нас живы ещё масса их очевидцев прижизненных. И они, по сути, являются очищенным жертвоприношением Богу в период кульминации этого затянувшегося братского умопомрачения и гражданского противостояния с начала ХХ века. Тогда ушли на небо чистые души, чтобы запечатать глубоко духовный и светлый СМЫСЛ в тех общих испытаниях нашей Церкви и Отечества, как попущения Божьего к наказанию и вразумлению за отступление от Него. Сокрыть до времени, но сохранить для будущего пасхальный свет Русской Голгофы. Взяв на себя искупление этого всеобщего греха верностью во Христе до конца. И чтобы сейчас явиться нам всем на помощь и для вразумления! Ходатаями и посредниками перед Богом. И умолить Бога снять эту печать проклятия с нас - потомков неразумных и нерадивых. Поскольку такое деяние - это огромный фактор и сигнал призыва к христианской совести. У кого ещё в душе живёт она, так или иначе. А ведь очевидно, что таких немало и по обе стороны этой жуткой линии разграничения на нашей единой исторической земле. То есть, это ещё сильный рычаг и стимул к соборной духовной консолидации общества. Особенно если это всё мудро, убедительно и с рассуждением донести до людей. На небе никаких "линий разграничений" нет ведь, как известно. Ну и наконец, есть ещё один фактор немалой важности этой темы. Хотя, стоит оговориться - далеко не первостепенный или специально целенаправленный, а скорей - попутно позитивный и императивный. Или - адекватно ответный. Как в ай-ки-до. Или лучше в стиле Кадочникова. Но по своему тоже ценный. Всевозможные манипуляторы нам упорно пытаются внушить, что в истории т.н. "национально-освободительной борьбы Украины", как и в мотивации кровожадного безумия, зачатого на майдане, стержневую роль играет "духовно-религиозный" фактор, типа как наследие западно-украинской культуры. В основном униатства (ереси и раскола в Православной Церкви на Руси от XVI века ещё). А мы все на востоке бывшей Украины сплошь "бездуховные наследники бездуховных предков" - красных пролетариев и т.п. ярлыков и штампов. Вот теперь, даст Бог, мир узнает какие у нас "бездуховные" предки были! На самом деле. И уж ещё более важно и уместно узнать об этом для осмысления уроков истории в наступающем 2017 году 100-летия двух революций, которые и послужили первопричиной тех гонений на веру. Или явлением жизни общества, которое традиционный церковный взгляд на Руси определяет как Новая Великая Русская Смута. - А почему такое название Центра вами выбрано, что оно означает? Это цитата из Апокалипсиса Иоанна Богослова, в которой описывается снятие пятой печати с книги на престоле Божием, запечатанной семью печатями. И эти огненные слова Откровения говорят всё сами за себя: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" [ Откр. 6, 9-11] Мы же в связи с этим, как правило, обращаем внимание, прежде всего, на то невероятное дерзновение, с которым эти святые мученики за Христа дерзают взывать к Богу. Подобное ревностное дерзновение практически невозможно найти во всей Библии. И это целиком и полностью соответствует тому, как Церковь учит - что молитвы ново обретаемых святых на земле имеют огромную силу ходатайства перед Всевышним. Которые ещё как бы "не реализовались" в своих духовных потенциях прошений за свою верность Богу до последнего и мученического конца. А суд и месть Божия за неверие, нечестие, и убиение верных Ему последователей - это нечто вообще за гранью нашего посильного восприятия из-за страха и трепета. Вот, судя по всему, пробил час снятия и этой печати … - О каком числе людей, представляемых к канонизации, идет речь? Кто они были, чем занимались, как погибали и почему? В списке, который был, так сказать, просеян под наиболее подходящих кандидатов в прошлые годы и находится в блокнотике с персональными данными у одного местного священника (он тоже в составе нашей развёрнутой инициативной и рабочей группы) 4 человека. Все в священническом сане. И на этих людей известны не только имена, но и номера их уголовных дел. Но по одному батюшке нужно уточнять был ли он расстрелян, или нет. В том списке, который благословил Господь мне определить в этот последний год - 3 священника и 6 мирян. Из них одна женщина. Это только те, кто пострадал мученической смертью именно, то есть был расстрелян. И потому попадает в первый перечень для изучения под чин новомучеников. А ещё есть ряд лиц, которые были репрессированы по религиозным убеждениям именно, но не казнены. Но дальнейшая судьба их нам тоже пока не известна. Понятно, что помимо священников люди из числа мирян были верующими и прихожанами местных храмов. Пока их не повзрывали почти все. Кто-то старостой прихода, кто-то псаломщиком или регентом, или просто активным прихожанином. Трудились в разных профессиях. Есть стропальщик завода им. Октябрьской революции, охранник на хлебозаводе, колхозник, плотники. Дальше по списку идут как я и говорил кандидаты на прославление в чине исповедников. Среди них есть один кандидат, отец Антоний (Пузиков), останки которого были подняты и перенесены в мужской монастырь в Чугинке. По нему, насколько мне известно, пока не было ещё опубликовано никаких данных для широкого представления. А вот ещё двое - это наиболее известные и почитаемые местные подвижники, старцы. А именно - архимандрит Феофан (Обмок), который служил в селе Красный Деркул. И по нему я знаю, что и материалы собирались достаточно активно и среди народа Божьего он глубоко почитаем и давно уже. К слову, мой духовный отец, настоятель Свято-Александро-Невского храма в п. Боково-Платово - отец Василий Матюшов имел личный опыт духовного и мистического подтверждения благодатных даров отца Феофана, о чем делился проникновенно и со мной и в упомянутых публичных материалах об этом старце. Ну а второй - это, конечно же, наш местный священнодиакон Филипп Луганский. По нему вне всяких сомнений нужно не только отдельную беседу делать, но даже целый цикл можно легко и смело. И прежде всего, чтобы развеять в пух и прах все мифы, нагромождения и козни лукавого на пути обретения его истинной святости и тонкой, но простой сути его жизненного подвига блаженного человека Божьего и чистой веры. Пользуясь случаем, от себя лично добавлю скромно и сжато: почитаю старца Филиппа искренне и давно, хожу много лет под его молитвенным покровом, и глубоко убеждён, что не за горами уже час, когда Филипп Луганский станет настоящим духовным знаменем далеко не только Луганщины и Донбасса. Только нужно терпение, молитва, степенность и смирение перед премудрыми нитями промысла Божьего. Который нас всех к этому чётко ведёт. И в русле канонических условий и традиции церковной в этом процессе, без рывков и перегибов. Итого - 16 человек пока что. Ну а если говорить формально по вопросу - как и почему погибали, и если судить по огромному пласту архивных дел, которые были обнародованы на примере уже прославленных святых - то, как правило, официальные обвинения (точней - нелепые попытки таковых) были фактически как под копирку: "шпионажи" в пользу половины стран всего мира, "контрреволюционная деятельность", "заговоры о свержении советской власти", и т.д. т.п. Как и 2000 лет назад апеллирование к гос. власти в лице римского прокуратора Понтия Пилата: "возьми, возьми, распни Его!... Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем … " Помните? Ничего более оригинального, или "новенького". А ученик ведь, как известно, не больше Учителя своего. Вот и шли верные ученики Христа на свои Голгофы. По тем же липовым и лукавым обвинениям. Только распятия заменили расстрелами. В той же "Сучьей балке" нашей, к примеру. То есть, на самом деле, конечно же, это были гибели за веру и за Христа! Отрекаться от которых заставляли мучители в самых грубых и изощрённых формах. Чему, к слову, есть масса явных свидетельств и доказательств даже на данной, начальной стадии наших кратких архивных исследований. И в этом месте будет как нельзя, кстати, отметить одну уникальную и мощнейшую деталь. Нравственного уровня силы духа этих героев христианства ХХ века. Через то же сравнение с гонениями в первых веках нашей эры. Ведь на людях, как говорится, и смерть красна. А первые христиане, как известно почти поголовно страдали и погибали на публичных аренах, колизеях, и тому подобное. Целенаправленно, так сказать, чтобы другим неповадно было идти вслед за Христом. Правда, эффект от этого был с точностью наоборот. Вплоть до массового обращения к Богу самих мучителей, палачей, или простых обывателей, как очевидцев казней. А вот каково было сохранить свою веру в потаённых подвалах под пытками и физическими и моральными, когда твоему геройству не только нет никаких зрителей, вдохновляющих на подвиг мученичества, но ещё и масса шансов у мучителей оклеветать страдальца за веру всевозможными коварными поклёпами, подставами, ложными бумажками и лжесвидетельствами. Страшно представить себе даже это. Страшно. Но зато ещё более поучительно. Для нас ныне. Особенно для тех, кто страдает ото лжи по жизни, и для тех, кто клевещет неустанно сплошь и рядом. Как правило, пользуясь своими формальными статусами влиянья и силы земной. - Тема очень деликатная - все мы помним, как под вопли о "сталинских репрессиях" нам развалили Союз - и последствия теперь, взять, к примеру, нынешнюю гражданскую войну на Украине, мы по сей день ощущаем? Как быть здесь? Не внесем ли мы вновь смуту и не разбудим ли призраков прошлого? Вообще-то мы их уже разбудили. Точней дали им шанс реинкарнацию свою получить. Но только как раз таки наоборот своим беспамятством, тотальным безразличием и "хатоскрайностью". Когда инфернальный сотник Парасюк и Ко на люке ада под названием "майдан" камланиями своими вызывали сатану из бездны. И в том числе, когда к трём православным монахам, которые подобно древним духоносным пророкам (как оценивал это в другом моём интервью иной авторитетный пастырь и соучастник этого деяния, но уже в Киеве) вышли с призывом ко вразумлению и примирению впервые (!) именно между набухающими силами противостояния на ул. Грушевского в январе 2014 года, никто так и не присоединился к ним по факту из всего "православного града Киева", - Матери городов русских. Никто! Кроме буквально нескольких чистых и ревностных душ. В многомиллионном городе. Это с сотней-другой (!) православных приходов, заметьте. А как увещевал Христос: "Когда нечистый дух выйдет из дома (человека), а потом возвратившись находит его незанятым, то идёт берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом"… А мы всё думаем-гадаем: занимать ли освобождённый от нечистых духов дом наших душ и нашего Отечества благодатью Божией, или "перестраховаться" и подождать ещё чего-то. Убояшеся страха, идеже не бе страх. Хотя, ответственно понимая и разделяя конечно во многом ваше беспокойство, соглашусь что да, тема вполне непростая и тонкая. И да, были и есть те горе-доброжелатели и "правозащитники" (чьи права только они защищают - рассудит история и Господь Бог), которые по слову известного публициста "целились в Советский Союз, а попали в Россию". В этом вы правы. И да, они и сейчас никуда не делись, и не остыли в своей русофобской и антихристианской сущности и ненависти. Как бы не изощрялись в маскировании своих истинных мотиваций и побуждений. Ведь они только лишь совершенствуют и оттачивают свои арсеналы плетения интриг и коварного стравливания нашего бедного и невежественного народа. Духовно невежественного, прежде всего. И они всегда наготове исподтишка приходить во мраке ночи (в подсознание то есть больше сразу, и с манипуляциями своими) по Евангельской притче Христа, и всеивать между добрыми злаками свои гнусные плевела и сорняки. Но разве это означает, что мы не должны поэтому возделывать, не покладая рук, добрые злаки? Предоставив Господу прополку тех бурьянов. А-а, вот они нам всё перековеркают и переврут, а-а, вот они погонят нас опять в комплексы того, какая мы тупая и тёмная нация, уничтожали самих себя по сплошному и замкнутому кругу, беспросветный мрак, жуть, варварство и плебейство, и безнадёжная отсталость от всего "цивилизованного мира" (читай - Западной цивилизации). Никакого света, никаких смыслов, и никаких "промыслов" или "вразумлений" Божиих. Ибо … Христос - и не Бог вовсе. Но разве мы, когда приветствуем от всего сердца друг друга всепобеждающим возгласом "Христос Воскрес!" - боимся, что вместе с Ним Воскресшим "проснутся прошлые призраки" Иуды предателя, фарисеев с книжниками, вопящих "распни, распни Его", или Пилата, уныло умывающего свои руки "от крови Праведника", или римских воинов-язычников, вбивающих калёные гвозди в руки и ноги нашего Спасителя? Или натравливающих львов на христиан в Колизее. И стравливающих между собой единоплеменников через отрыв от Истины. Кто вспомнит сейчас имена мучителей первых христиан, или разбойников, которые до полусмерти избили Батюшку Серафима Саровского? Кто-то боится, что все эти призраки прошлого, восстающие на Христа и Его правду через жизнь верных Ему, могут затмить этот свет? Cоблазнить на большие смуты и братоубийство, чем мы и так по факту имеем? Если эти светильники веры и любви Божией будут из-под спуда безвестности и непочитания ставиться на поверхности стола, как и завещал Господь. Чтобы светить всем окружающим, и видя этот свет и наши добрые дела чрез почитание этого света, прославляли все окружающие Отца Небесного. И что-то за последние 20 лет, когда шёл активно процесс канонизации новомучеников в России мы так и не увидели примеров реального развития смуты в ней по этой причине. Хотя и знаем прекрасно такие попытки и потуги "Болотных" страшилок. И попыток раздувательства от одной из крайностей. Так же как и многие либеральные кликуши пугали чреватым "взрывом межрелигиозных конфликтов" между детьми от введения в образовательный процесс компонента изучения религиозных культур России. Особенно само собой от уроков Основ православной культуры. А теперь вот уже 5 лет (!) эксперимента, закрепившегося в систему, не могут с микроскопами найти хоть какой-нибудь прецедент подобного. А-я-яй, никак "призраки прошлого" не могут проснуться… Но и в другую крайность не стоит тоже инфантильно попадать как в ловушку. Давайте, мол, не ворошить, не копаться, нечего здесь напрягаться и осмыслять ещё что-то, забыли, проехали, задвинули куда подальше, залепили наскоро, побелили, и дальше будем жить припеваючи и не заморачиваясь по этому поводу. Подумаешь, мол. Так может быть, как раз с точностью наоборот, - пока мы так и не извлекли этот свет наружу, нас так и будут водить за нос во мраке бессмыслицы и отчаяния эти призраки прошлого, сталкивая друг с другом в темноте? В жизни и истории народа так же, как и в жизни отдельно взятого человека или семьи, скажем, или рода. Всё происходит, оценивается, осмысливается и переосмысливается. И исправляется к лучшему делом, по-честному, и от всей души. Через то же покаяние перед Богом, искреннее прощение друг у друга, отсечение прежних грехов и падений, и т.д. Церковь же, водимая самим Господом Богом, никак не может ввергать своим свидетельством веры и жизни по заповедям Божиим в сумятицы противостояний, а тем паче братоубийства единоверцев. Так, чтобы "по велению" погибали и тела и души людей для вечности. По определению не может. Но напротив, имеет сама в себе мощнейший залог единения душ людских. Но только при наличии доброй воли самих людей. К которым Бог всегда поспешит на помощь, если с верой к Нему обратятся. По честному, и от всего сердца. И в том числе, через прославление своих святых мучеников, и открытие этого света святости наружу для всех, она скорей наведёт мосты не подделок и имитаций ложного мира, но более надёжного христианского примирения для вечности (!) в Боге. От которого мы, отпав и отрекшись, как раз и провалились в эту тёмную бездну гражданских и прочих противостояний. Иначе говоря, процесс этот конечно нужно проводить тоже мудро и с чувством меры и рассуждения. Балансируя между любыми крайностями. И вычленяя из этого мрака неоднозначного периода нашей истории тот самый свет. Благой и перспективный. Но однозначно нужно! Как спасательный круг для утопающего. Не бояться бросить ему, а то вдруг он его по голове оглушит и тот с перепугу утонет напротив. То есть, отбросив все ложные страхи, как очередное внушение лукавого. Уж кто-кто, а этот персонаж лучше всех знает последствия такого света для своих богопротивных и тёмных делишек. Вот и пыжится изо всех сил, напуская больше туману. - Приведите примеры нескольких реальных, жизненных историй о наших исповедниках и новомучениках? Ну, если по тем кратким данным, что на сегодня обнаружены, то можно представить такие случаи. В сентябре 1938 года были казнены жители Луганска Г. Захаров, И. Захаров, и Е. Торопчин, вся вина которых состояла в том, что они собирались вместе на молитвы. При подобных обстоятельствах был казнён православный клирик Иоанн Казин, который после закрытия храма в селе Малая Вергунка продолжал исполнять свой пастырский долг. Просто. На хуторе Сорокином (Краснодонский район) священник Максим Мельник окрестил двух детей. Этого оказалось достаточно для того, чтобы священника обвинили в контрреволюционной агитации и присудили к расстрелу. Вдумайтесь! Или вот для наглядности примера того, что была масса фактов сознательного и открытого требования отречения от веры именно! То есть, частенько просто маски "защиты новой гос. власти" сбрасывались, и открытая сатанинская злоба прорывалась наружу. В тогдашнем с. Боровском Попаснянского района "активисты" вывели церковный хор в центр села и силой заставили петь партийный "Интернационал". Комсомольцы с Крызского Марковского района привселюдно танцевали на отобранных у населения и брошенных на пыльную землю, - иконах. Иногда даже организовывали соцсоревнование на … количество и скорость уничтожения образов. Священника С.С. Ведутенко, который получил в конце 20-ых годов приход в с Гайдуковка (сейчас с. Калмыковка) Старобельского района стали вызывать в райотдел ГПУ и требовали отречься. На что он ответил решительным отказом. Мне лично очень близок случай моего земляка отца Иоанна Грешнова, который был настоятелем Преображенского храма в с. Есауловка Антрацитовского района. Это был очень образованный, деятельный, и любимый народом, пастырь. И в конце 30-ых оставался практически один православный священник на всю округу. Как его только не пытались выжить из села подобные "активисты" безбожники. Вплоть до закрытия и разрушения храма и выселения его из своего дома. Но отец Иоанн не покидал свою паству. Поселившись в хибарке на краю села. Во время одного покушения на батюшку в темноте из обреза по ошибке застрелили его дочь Анну. Понятно, что здесь уже проявлял свою злобу сатана руками откровенных бандитов "на добровольной службе у безбожной власти". В конце концов, осенью 1941 года (даже во время войны уже !) эти "призраки зла" вывезли священника в балку и избив до полусмерти и камнями по голове бросили его умирать. К слову, этих негодяев очень сильно раздражало, что отец Иоанн принимал у себя красноармейцев, исповедовал (а может и причащал), благословлял их на фронт, и духовно укреплял. На следующий день его подобрали солдаты, но в этот же день он скончался в военном госпитале и был похоронен в братской солдатской могиле п. Фоминовка. Вот такие светильники духа и маяки нравственной чистоты в кремне веры от лица Православной Церкви у нас до сих пор остаются в безвестности и бесчестии. И ещё, мы молим Бога, и очень надеемся, что в ходе публичного обнародования данных по таким личностям может быть обретутся кто-то из родных или близко знавших этих людей среди наших земляков. Это было бы тоже очень здорово, как вы понимаете. - В чем основная проблема организации этой работы сегодня и как её решить? - Как говорил ещё один авторитетный священник и самый опытный на сегодня в этом деле архивных исследований по теме новомучеников Христовых ХХ века - отец Дамаскин (Орловский): "похоже общество по настоящему обратится к подвигу и молитвам наших новых мучеников Церкви только когда нас самих постигнут какие-либо скорби и общенародные беды". Поэтому отталкиваясь от своего первого ответа нашей беседы, я могу лишь продолжить мысль отца Дамаскина и ответить вопросом на вопрос - а нам что ещё нужно сейчас в Донбассе, чтобы обратиться к этому яркому и благодатному феномену нашей истории и преодолеть абсолютно любые проблемы организации такой благой и богоугодной работы? Чего ещё нам дожидаться для вразумления от Бога? Достаточно было бы хотя бы конвертировать все наши бесчисленные и красивые слова о "возрождении духовности", "духовно нравственном воспитании молодёжи", и т.п. просто напросто в конкретные и предметные дела! Ведь и Господь завещал судить не по словам, а по делам. По плодам то есть. А как можно "воспитывать духовность" без живых, близких и понятных примеров? А у нас, к искренней нашей печали и недоумению, на этапе подготовки нашей инициативы этой осенью даже среди различных ответственных и должностных лиц (повторюсь, именующих себя православными христианами), и от лепты которых в общую соборную копилку, как правило, и зависит успех любого благого общего дела для родной земли, - находились некоторые души, которые безучастно и надменно проигнорировали такую инициативу просто. А кое-кто даже отказался от начального обещания и своего слова поддержать это доброе дело. А ведь один в поле не воин - даже если он православно скроен. Это долг всех православных земляков! Очевидно же. Чистому оку души человеческой конечно. Кроме того организационные проблемы усиливаются ещё тем, что у нас, как и в иных многих сферах жизни, нет ещё своего закона об архивах и архивной работе. Хотя, повторюсь тоже, сама жизнь с пушками, танками, слезами и смертями на нашей многострадальной земле буквально кровью прописывает нам всем такой законопроект. В наших сердцах и умах. И в совести нашей. Поэтому всё упирается, опять же, в добрую волю и чистый разум, в долг и перед памятью предков и перед ныне живущими потомками их, - наших властных правителей. Как и самих сотрудников архивов, честных, ответственных и любящих свою малую Родину и историю края. И полноту той самой правды. Здесь просто нужна решительная, деловая, и реальная поддержка в комплексе различных мер. И вполне доступных возможностей. И рычагов. Перестать говорить, а просто решительно брать и делать! - Как эта проблема решается в России? Какой опыт был бы нам полезен? Решалась. Потому что я говорил - этот этап работы начального обретения новых святых, очень во многом в России пройден уже. И по регионам в том числе. И акценты смещаться стали в иную сферу расширения популяризации, так сказать, их подвига, мудрой и креативной подачи современным людям, и т.д. (Недавно прошёл в прокате худ. фильм, например, посвящённый памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого, ново прославленного святого исповедника нашей Церкви. Или вот, даже в эти дни буквально попалась информация о песочном мультфильме знаменитой Ксении Симоновой о новомученике Крымском Елеазаре Спиридонове.) Но решалась, опять же, путем заинтересованного и общего подхода к делу всех сторон, как участников процесса. И Церкви, и властей, и архивных работников, и общественности и специалистов ученых, и СМИ. Всем миром, точно. И как иначе? Так что весь этот опыт нам полезен. И абсолютно доступен. (Включая, мои небольшие, но прямые личные связи со специалистами по теме в Москве.) И по силам нам. Плюс, у нас выше шансы на больший успех, если не станем повторять некоторых прошлых ошибок в этом деле. Но если ещё более ближе и ощутимей для нас в регионе - то вот, хотя бы взять, как были канонизированы почти совсем недавно двое подвижников веры и благочестия на севере нашей Луганщины, в декабре 2014 года. А именно мирянин-отшельник Дмитрий Горский и блаженная Параскева Старобельская. И это и есть, кстати, упомянутый выше, прецедент. Хотя праведный Димитрий не относится ко времени гонений ХХ века. Кстати, на акт торжественной канонизации в Северодонецк тогда прибыл сам Предстоятель нашей Украинской Православной Церкви Московского Патрирхата - Блаженнейший Митрополит Онуфрий. И это традиционная и естественная практика для таких благодатных и особых церковных событий. И достаточно редких, по факту. - Кто и как поддерживает вашу инициативу? Ответственно и дерзновенно заявляю, что прежде всего здравый христианский смысл, опыт истории и традиции церковной, и … Сам Господь Бог! По молитвам наших новомучеников и исповедников Луганских. Если бы я мог и решился поделиться всеми-всеми реальными трудностями, своими "нулевыми возможностями", надменным саботажем отдельных лиц и всякими кознями лукавого и жуткими жизненными искушениями - то вы бы сами убедились наглядно, что без чуда Божьего такое дело ну никак не может свершаться вообще по определению! Сквозь все немыслимые земные терния к звёздам таких святых. А они, как известно, - тем ярче, чем ночь темней. Но, конечно же, у этой небесной поддержки есть и вполне конкретные земные выражения и инструменты в руках Божиих, как достойной поддержки от искренних, заинтересованных и уважаемых людей, в том числе. Год назад мне доверил и благословил начать такую непростую и новую работу наш архипастырь - Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан. С душой доверил, честно, и с глубоким личным расположением тогда к этой теме. На то время мне как помощнику руководителя Информационного отдела нашей епархии владыка вручил официальное и заверенное письмо-справку для целевой работы в архивных учреждениях. Кстати, в очень разбросанных городах к тому же. Чуть ли не в разных уголках Руси. Так уж сложилось в силу различных исторических обстоятельств и условий. И я готов был прорываться во все эти города за свой личный скромный счёт. И это была и есть на сегодня единственная тема работы, которую я сам попросил оставить за собой на этих должностных правах от лица епархии. И на общественных началах, как бы не было это трудно. 7 апреля, как раз на Благовещение, во время рабочей встречи с Главой Республики, Игорь Венедиктович выразил молниеносную почти реакцию своей полной и искренней поддержки этому делу тоже. Пообещав решить текущую проблему "в два счёта". И у меня, стоит заметить, не возникло ни малейших сомнений в искренности его заверений и обещаний. Хотя, к сожалению, последующие события административного переформирования и ликвидации тех структур, под протекцией которых я продвигал данную инициативу, и отодвинули реализацию делом данных предметных согласований на время. Также серьёзно и действенно мне помогали мои московские друзья, коллеги и соратники. Конкретно по этому делу. Ну а осенью этого года в процесс продвижения этого проекта на соборных началах (как и задумывалось в принципе это всё изначально, к слову, и по логике) Господь призвал буквально целое ополчение (духовно интеллектуальное) искренних и ревностных душ! Небезразличных не только к памяти этих местных угодников Божиих, но и вообще к богатой истории нашей родной земли на протяжении вот уже почти 2,5 веков! Это, без преувеличения, золотой фонд нашего духовного братства земляков. Ученые историки, педагоги, философы, общественные деятели, пастыри добрые и миряне нашей Православной Церкви, журналисты, писатели, художники (включая, иконописцев), краеведы, музейные работники. Которые, определившись между собой в сути и назначении данного совместного делания, как раз и выступили Инициативной группой создания нашего Центра "Пятая печать". Научно-исследовательского и просветительского характера. То есть, Центр - это просто группа единомышленников - специалистов каждого в своей сфере. И я безмерно благодарен Богу за то, что Он вдохновляет и посылает всех, выше упомянутых людей, на поддержку и общие труды во благо нашего Луганского края и во славу Его Имени Святой Троицы! И земной поклон всем этим делателям Христовым тоже! - Какая работа уже проделана и что предстоит проделать ещё? Ну, во-первых, чётко определён список конкретных персональных данных по конкретным личностям для архивного исследования по таким кандидатам на прославление. Нам не нужно в этом смысле как котятам вслепую тыкаться и перерывать горы архивных материалов. На что порой в той же России уходили месяцы и даже годы! Плюс по кандидатам в исповедники тоже есть материалы, на которые уже можно и нужно опираться для дальнейшего продвижения и активизации работы. Их собирали и без нас, и до нас. А мы готовы просто придать новый стимул и организационный виток творческого развития и этому направлению. Во-вторых, как я только что сказал, мы определились с рабочей группой нашего Центра, которая готова брать на себя немалую ношу, поверьте, всевозможных и ёмких трудов не за зарплату, а на основе своих духовных и нравственных убеждений. Чистого православного и общественного энтузиазма. Как богемский хрусталь. А в наше время пойди-найди ещё таких бескорыстных ревнителей. Поэтому эта точка опоры в особом активе у нас. Ну а дорожную карту наших ближайших шагов делания можно определить, пожалуй, в три основные ступени. Прежде всего, так как ключевой православно-общественный генератор и потенциал делания в этой инициативе уже консолидирован и настроен на работу по максимуму - то скорей всего и от епархии потребуется подтянуться и выводить работу на новый и системный уровень. Структуризации сотрудничества с нашим Центром по типовому формату епархиальных комиссий по канонизации. И я уверен, владыка сможет качественно и мудро определиться - кому именно и как доверить осваивать этот новый уровень. Далее мы, как и все, традиционно полагаемся на взаимно заинтересованное взаимодействие с нашими местными медиа ресурсами. В информационной поддержке и качественной презентации этого проекта широкой общественности. И в конце своего ответа я добавлю, чем это особо ценно и полезно нам всем ещё дополнительно. Нам уже искренне пообещали такую поддержку некоторые местные издания, некоторые московские и ростовские православные и популярные ресурсы и личности. И вот факт нашей беседы с вами - это только подтверждение такой реальной потенции. Кроме того мы надеемся на представление и на ресурсах соседней ДНР. И здесь особо к месту заметить, что ореол географических действий в планах нашего Центра опредёлен именно в рамках всего Донбасса. В силу определённых исторических и моральных, весомых причин. Включая, деление и изменения админ. границ в регионе по истории и естественную миграцию самих людей. И поэтому Господь через нас посылает ещё шанс Луганску освоить новую нишу, и взять на себя ведущую роль в этом благом процессе трудов на системной основе. Но с принципиальным подходом братского духа в единстве Донбасса и верного плеча, а не конкурентной надменности или гонки за лаврами. Ну а третья ступень того, что нам предстоит проделать ещё в ближайших планах - это постараться создать адекватный и достойный Попечительский совет нашего Центра. При этом сразу хочу ответственно оговориться и заверить всех земляков - сам характер работы подобного объединения ("интеллектуально-бумажный" более всего), и особенно на данном начальном этапе совершенно не требует каких-то существенных материальных попечений. Кроме разве что только возможно скромного командировочного фонда для работы в архивах. Нам на сегодня гораздо более важно обрести попечительство в лице наиболее уважаемых и авторитетных представителей гуманитарной интеллигенции, творческих деятелей культуры, серьёзной научной среды, и т.п. То есть, в таком попечительстве для нас сейчас особенно ценны знания, опыт, советы, идеи, подсказки, административный, организационный, информационный ресурс, и тому подобная попечительская поддержка искренних доброхотов. И друзей Христа. И это простая очень аксиома на самом деле. А вообще нашим бы современным меценатам и попечителям (особенно от Православия) ох, как не мешало бы тоже углубиться и изучить истории и судьбы наших луганских купцов и предпринимателей дореволюционного времени. Типа знаменитой семьи Васнёвых, Савелия Хрипко, или собственников завода Гартмана, которые организовали попечительство оригинальному "Обществу разумных развлечений" в Луганске в 1908 году. И ещё очень многих, достойных и благородных примеров. Там же просто "пещера Алладина" для духовного и нравственного роста наших истинно новых "Морозовых и Мамонтовых" по совести, а не по тщеславию, или формальной обязаловке "доброделания". Да ещё в такое жёсткое и тестовое время. А вот на оконцовку представления наших ближайших планов, и что можно было бы ставить в принципе и в начале ответа и в середине легко - это наше особое обращение ко всем, кому знакомо понятие молитвы и общения с небом, возвысить свои молитвенные порывы души к Богу и нашим святым! Чтобы Господь, Матерь Божия и все, Ему угодившие на нашей Луганской земле, услышали и приняли наши прошения, и сами помогли этому благому делу так, как Богу угодно. Без этого пункта все наши самые добрые намерения и жертвы бескорыстных трудов, в том числе - просто суета и прах. Человеческой надменности и тщеславия. Не отметить это мы никак не можем в таком деле. Если Бог не благоволит - мы никак не откроем таких славных святых земляков наших. А как Он сможет благоволить, если мы не станем Его об этом просить? Потому Он сам и укорял нас в Евангелии: "не имеете - потому что не просите". - Как вы видите идеально построенную работу и каковы её окончательные результаты? Отличное замечание на счёт идеальности на конец беседы. Так как, "тяп-ляп" или "абы как" меня Господь научил за 18 лет опыта в этой сфере даже не дерзать что-то браться делать. Чтобы не навлечь на себя проклятие от Него же. Ибо по слову пророка "проклят, кто дело Господне делает небрежно" [Иер.48, 10] Поэтому мы чётко и обоснованно определили для себя 5 конкретных и содержательных направлений деятельности Центра. 1. Это как раз то, на чем я закончил предыдущий ответ. Молитвенное делание. То есть, более целенаправленное введение в обиход специальных тематических молебнов в Луганске, и по региону. Сугубо добровольно на заинтересованных приходах и по различных памятным местам, связанным, так или иначе, с жизнью, служением или смертью наших новомучеников и исповедников веры. Такая традиция в России живёт и растёт давно, на многих приходах и в монастырях. К примеру, да простят меня читатели за вынужденную ради дела нескромность отчасти, мне с моими ближайшими друзьями соратниками Господь благословил и укрепил приносить такие молитвы Ему, включая Новомученикам и Богородице, соборно и келейным образом вот уже в течение 17 последних лет. Фактически еженедельно. А также наше предложение людям к использованию кратких тематических молитв в своих домашних и келейных молитвенных частных правилах. 2. Это, по сути, ключевое направление на сегодня кропотливых исследований в архивах. Начиная с Луганска. И здесь итогом работы должна стать подача необходимых материалов и данных по наиболее подтверждённым кандидатам на рассмотрение в Синодальную комиссию по канонизации УПЦ МП в Киеве. Это их прямая прерогатива и задача, в том числе, в опоре на свой богатый опыт изучения и канонизации подобных новых святых. А нам всем тогда только ещё больше молиться за наших земляков уже останется и терпеливо ждать результатов. 3. Это направление научно-исследовательской и научно-популярной деятельности Центра. То есть, целый сектор для работы конференций, семинаров, круглых столов, научных трудов и монографий, и т.п. И здесь есть уже кое-что очень интересное в планах, что можно было бы представлять отдельно. А также пара прикладных, но ни менее важных и полезных направлений наших намеченных трудов. 4. Просветительская деятельность Центра. Широкого формата. И она подразделяется ещё на несколько векторов: - издательская (статьи, репортажи, интервью, буклеты, брошюры, книги); - кино-телепроизводство (сюжеты, фильмы, ток-шоу, видео-инфографика); - музейно-выставочный сектор (сбор и оформление фотографий, документов, экспонатов, как для постоянной экспозиции, так и для мобильных выставок); - популярно просветительские встречи со студентами, церковной и светской, в том числе, через приглашение к нам в регион очень известных и авторитетных церковных и научных деятелей из Москвы и иных регионов России; - ну и различные целевые, культурно творческие проекты (картины, иконы, худ. или муз. произведения, общественные акции, и т.п.) 5. И последнее, памятно-мемориальное направление деятельности. Сюда входит тоже комплексный подход к делу. Общее облагораживание определённых территорий, установка памятных досок, поклонных крестов, монументов, памятников, проведение поминальных и торжественных мероприятий и акций, и т.п. По Луганску пока что таких два основных места определено. Это сквер Памяти и упомянутый полигон "Сучья балка". Который, к слову, и к великой печали на сегодня представляет из себя натуральный мусорник. Не отражения ли наших душ в этом плане человеческой памяти? Ну и по памятным местам в регионе, связанным с этой темой, тоже будем искать и работать. Кроме того немаловажно отметить, что наш Центр не планирует ограничиваться в перспективе изучением только лишь периода гонений религиозных ХХ века. Но целенаправленно и обоснованно расширять всячески и осваивать исследовательскую и просветительскую работу и по иным эпохам истории нашей земли. То есть, серьёзней заниматься классическим краеведением. Как вглубь нашей истории края, так и ближе к современному периоду. А здесь, поверьте, если тоже с умом подойти - просто не разработанные ещё кладези сокровищ имеются. Уникальных и поучительных судеб людских, событий, свершений, преодолений трудностей и бед, фактов и прочих благодатных и интересных наших корней и нитей плетения общей истории.Мы не хотим коснеть в своём беспамятстве. И не желаем того своим детям. Потому и пожелать хотелось бы конечно нам всем очень многого. И в духовном и в деловом, общественно-историческом плане. По крайней мере, как минимум, каждому, кто заинтересуется этой темой, изучить для начала к чему призывает всех нас соборный разум Церкви через специальные решения Архиерейских Соборов, Синодов, и даже специально созданного церковного Совета для активного продвижения этой темы. Как и личное и живое мнение Святейшего Патриарха Кирилла. Который всей душой и очень активно тоже делом продвигает тему новомучеников и исповедников ХХ века. Да ещё когда знает об этом очень много не косвенно, а напрямую от своего легендарного деда священника. Прошедшего целые круги невероятных испытаний во время гонений. Но я, пожалуй, особо от себя лично, пока что поделюсь хотя бы со всеми земляками одной своей сокровенной надеждой. Открытой, кстати, для себя самого совсем недавно, и только лишь по итогу такого глубокого погружения в эту ёмкую и непростую тему. Как некоей еле уловимой и тонкой интуицией духа. Мне бы очень хотелось, чтобы наш скромный и смиренный Луганск через это благородное и соборное делание действительно обрёл свой собственный стиль и ХАРАКТЕР духа, прежде всего, и свой Луганский ПУТЬ! Закалкой и стяжанием (приобретением) влияния силой Святого Духа. В спасительных маршрутах общего будущего, но строго по планам промысла нашего Бога. Чтобы те светильники ново обретённых святых мучеников и исповедников Православной Церкви на Руси, которые до этого были извлечены из-под спуда безвестности и поставлены на поверхности Русской земли, как и завещал Христос. Но которые в силу наших немощей и непостижимого попущения Божьего так и остаются по большому счёту на этой поверхности не зажжёнными ещё светом благодати Божией для всего мира. Так вот, чтобы они смогли, как по цепочке зажечься этим благодатным огнём и пасхальным светом именно от … светильника Новомучеников и Исповедников Луганских! Или - Донбасских. Как от последнего звена в обретении этой правды Божией. И как первого звена в её победоносном шествии по всему миру. Прикованного скорбями и молитвами на земле и на небе к подножию престола Божия в многострадальном Донбассе. Чтобы каждая чистая душа смогла тогда сказать на выдохе в сердце своём: "это сделали луганские, это их характер и воля Донбасса смогли выстоять и обрести золотой ключик спасения для нас всех" … Ну где-то так. Дай, Боже! Но чтобы к этому прийти предстоит ещё немалый и трудный путь. Поэтому хотелось бы прежде пожелать, чтобы всякий, кто носит нательный крест не для украшения и не просто потому, что так заведено обрядовой традицией, постарался для начала глубоко задуматься и осмыслить вот эти жгучие и проникновенные рифмы. Страна Моя! С твоей судьбой Я не сравню народ любой! Тебя топтали, жгли, пытали, Насиловать - и то устали, Расстреливали и топили, И век за веком - били, били, Упрямо, разбивая в кровь уста … Скажи, за что тебя так? За Христа!
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх