На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Китай продолжил традиции советского военного кораблестроения


Уже второй авианосец спущен на воду в КНР, и это вновь корабль, построенный по образу и подобию авианесущих крейсеров советских проектов. И хотя в состав ВМС Китая корабль войдет только через несколько лет, уже сейчас можно предположить, чем он будет отличаться как от российских, так и от американских аналогов.
Новый авианосец флота КНР был спущен на воду в порту Далянь. Корабль планируется принять на вооружение в 2020 году - предстоящие три года он будет достраиваться и испытываться. Всего в ближайшие годы Китай планирует довести количество авианосцев до пяти. Второй китайский авианосец - первый корабль такого класса, построенный собственно в КНР. Первый китайский авианосец "Ляонин", в прошлом - советский тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", заложенный в 1985 году на верфи в Николаеве. При разделе Черноморского флота корабль отошел Украине, а в 1998 году был продан китайской компании (как тогда сообщалось, для организации плавучего парка развлечений и казино). Теперь же отремонтированный и переоснащенный авианосец - флагман флота Народно-освободительной армии Китая, не так давно участвовавший в демонстрации мощи ВМС КНР близ спорных островов Южно-Китайского моря. По образцу модернизированного "Варяга" "Грубо говоря, новый, второй авианосец - это китайская версия нашего тяжелого авианесущего крейсера проекта 11436, который "в девичестве" был "Варягом", - пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. При строительстве нового корабля китайцы воссоздали конструкцию тяжелого авианесущего крейсера "Варяг", но с использованием собственных материалов, пояснил эксперт.
"Полностью их корпус. Немного изменена надстройка, с другой радиолокационной станцией", - указал Фролов. Радиоэлектронное оборудование, посадочное оборудование, силовая установка - все китайское. По мнению эксперта, "корабль более удачно скомпонован, в отличие от "Варяга", который китайцы немного переделывали". В частности, китайцы сняли с "Варяга" - "Ляонина" встроенный комплекс противокорабельных ракет "Гранит". "Любая переделка все-таки хуже, чем что-то, что было спроектировано изначально", - отмечает Фролов. "По числу самолетов, которые новый корабль может нести на борту, он сопоставим с "Ляонином", здесь каких-то сенсаций быть не может", - добавил эксперт. В частности, у нового корабля нет никаких принципиальных отличий по системе противовоздушной обороны с "Ляонином", пояснил газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков. Таким образом, можно сказать, что Китай продолжил и развил технологии и идеи строительства авианосцев, разработанные более чем сорок лет назад Советским Союзом. Однако если нынешний авианосец с "говорящим" названием проекта 001A создан по образцу "Варяга", то следующий корабль такого типа строится Китаем по совершенно новому, самостоятельному проекту. Ранее сообщалось, что третий авианосец может быть оснащен ядерной силовой установкой и несколькими паровыми катапультами. В сравнении с "Адмиралом Кузнецовым" Потенциал второго китайского авианосца будет выше, чем у "Адмирала Кузнецова", полагает Фролов. "За счет того, что это новый корабль, он не будет страдать от конструктивных и производственных недоработок, которые есть на "Кузнецове", - считает Фролов. - Как я уже сказал, у "Адмирала Кузнецова" есть встроенный комплекс противокорабельных ракет. Эксперты до сих пор гадают, будет ли этот комплекс демонтирован при модернизации и ремонте корабля". Недавно появлялась информация о том, что вместо старых "Гранитов" собираются поставить новые ракетные комплексы, отмечает Фролов. "Видимо, Минобороны не забрасывает концепцию универсального корабля, который может и применять ракеты, и принимать самолеты, - считает Фролов. - Если это так, то особенности "Адмирала Кузнецова" в сравнении со всеми авианосцами, которые есть в других странах, будут состоять именно в этом". Сразу можно указать на проблемы китайского корабля и нашего "Адмирала Кузнецова" - это отсутствие элементов радиолокационного дозора, поэтому возможности противовоздушной обороны весьма ограничены, отметил, в свою очередь, Константин Сивков. Если у российского корабля есть 4 вертолета К-31 радиолокационного дозора и это в значительной степени решает вопросы при предупреждающем обнаружении воздушного противника, у Китая полноценных вертолетов радиолокационного дозора нет. Кроме того, у нашего авианосца также более совершенная гидроакустика, имеется собственная гидроакустическая станция, отмечает Сивков. Американские аналоги По оценке Сивкова, в целом можно сказать, что "наш авианосец на 10-15% превосходит китайский". Если сравнивать китайский корабль с американскими авианосцами, то "по ударным возможностям это где-то 30-35% от возможностей авианосца США, полагает Константин Сивков. По решению задач противовоздушной обороны - это примерно 20%, по борьбе с подводными лодками - примерно 60% от американских, подытожил эксперт. Тихоокеанский флот ВМС США располагает 6 авианосцами. Это "Нимиц" и пять кораблей аналогичного класса: "Карл Винсон" (флагман ударной группы, маневрировавшей у берегов Кореи), "Джон Стеннис", "Джордж Вашингтон", "Авраам Линкольн" и "Рональд Рейган". 5 из 6 авианосцев, в том числе "Карл Винсон", входят в состав 3-го флота, прикрывающего Тихоокеанское побережье. Один - "Джордж Вашингтон" - входит в состав 7-го флота, базирующегося в Японии. Расклад сил в Тихом океане "Китайский флот - второй после американского, по каким-то аспектам он сопоставим с японским и превосходит все остальные флоты", - полагает военный эксперт Андрей Фролов. По его оценке, флот КНР превосходит и российский Тихоокеанский флот, "может быть, за исключением подводной компоненты". "У нас там больше атомных подлодок, и их качественные характеристики превышают китайские. Но многие АПЛ сейчас находятся в ремонте", - отмечает эксперт. США, очевидно, испытывают явную обеспокоенность ростом китайского присутствия в Тихом океане. Признаком этого можно считать появившиеся с начала прошлого года сообщения о желании Пентагона пересмотреть Положение о структуре флота (FSA). Проект пересмотренного FSA предполагал увеличение численности кораблей ВМФ с 308 до 355 единиц. Этот же пункт - увеличить численность кораблей до 350 - содержался и в предвыборной программе Дональда Трампа. По мнению экспертов, одна из главных причин планов по увеличению флота - необходимость упреждающего маневра в противостоянии с Китаем. "Но поскольку китайский авианосец будут еще достраивать и войдет он в строй только к 2020 году, баланс сил в Тихоокеанском регионе это пока еще не меняет", - полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Но в перспективе Китай, нарастив число боевых кораблей, рассчитывает "решать более разнообразные задачи в прилегающих к Китаю морях западной части Тихого океана, повысить возможности для успешных операций против Тайваня в Южно-Китайском море", подчеркнул эксперт. Китайские корабли, по сравнению с американскими, имеют меньшие возможности, согласился собеседник, но они предназначены для других задач. "Они не будут использоваться по всему миру, это больше для действий в прилегающих к Китаю морях", - резюмировал Кашин.   Источник: vz.ru Авторы: Марина Балтачева, Михаил Мошкин Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции
Ссылка на первоисточник
наверх