
Конец эры Меркель. Именно с такой мыслью в заголовках выходят сейчас европейские газеты. Причиной для такого скепсиса стало немыслимое - политическая нестабильность в Германии. Австрийский пример "Если в Италии сейчас у власти уже 65-е правительство со времен окончания Второй мировой войны, то Германией (имеется в виду Западной до объединения, и единой ФРГ — после "Эксперт Online") за прошедшие 70 лет правили всего 8 канцлеров. От выборов до формирования правящей коалиции проходило от 4 до 6 недель, — пишет европейское издание вашингтонской Politico. — Но не в этот раз". В этот раз почти два месяца переговорного процесса по созданию "Ямайки" (коалиции из "черной" ХДС/ХСС, "желтых" Свободных демократов и как таковых Зеленых) завершились фиаско, глашатаем которого стал лидер "желтых" Кристиан Линднер. Он объявил о том, что компромисса между политическими повестками трех партий достичь не удалось, после чего вывел свою партию из переговорного процесса. Причем речь не об одном "затыке" - стороны не договорились по более чем 200 вопросам. Среди них квоты по мигрантам, судьба "налога солидарности" (который собирается в Западной Германии для подтягивания экономического уровня Восточной), использование угля в энергетике и т.п. И если Зеленые готовы были идти на уступки, то Свободные демократы - нет. "Они-то (ХДС/ХСС - "Эксперт Online") думали, что мы будем с ними при любых раскладах, а с нами такое больше не проходит", — откровенно заявил один из переговорщиков от Свободных Демократов (СвДП) Фолькер Уиссинг. В результате "через недели переговоров мы получили бумагу с бесконечными противоречиями, открытыми вопросами и конфликтами интересов", — отметил Кристиан Линднер. Что в общем-то, и подвигло его оставить мечты о "Ямайке". По словам политика, "лучше вообще не руководить правительством, чем руководить неправильно". Некоторые сторонники Меркель обвиняют Свободных демократов в нарциссизме, но Линднера можно понять: партия прорвалась в Бундестаг и взяла там 80 мандатов не для того, чтобы затем "слить" собственную повестку и растерять своих избирателей. Как это сделали ХДС/ХСС и социалисты, которые в рамках прошлой Большой коалиции слишком смешали правую и левую повестки, после чего сместились к центру и потеряли, соответственно, свои коренные правый и левый электораты. В этом плане "Линднер в последнее время слишком часто посматривает в сторону Австрии", — отметил лидер Зеленых Джем Оздемир. Тамошний канцлер Себастьян Курц стал канцлером лишь потому, что сумел консолидировать растущий правый электорат под своими знаменами. И Линднер, очевидно, хочет пойти по его стопам. Переложим ответственность Эксперты, конечно, не исключают, что в итоге Линднер откажется от австрийского пути, но это маловероятно. Поэтому они обсуждают, что теперь делать фрау Канцлерин. Конечно, оптимальным вариантом для Меркель было бы возрождение Большой коалиции с социалистами. Она даже выразила готовность к соответствующим переговорам. Однако после специального заседания руководства СДПГ лидер партии Мартин Шульц заявил, что Большой коалиции не будет. Как верно отмечают некоторые политологи, социалисты не хотят подпадать под "проклятье Меркель" и в сотрудничестве с ней терять левые голоса. Еще одним вариантом может быть коалиция только с зелеными, в совокупности с которыми у ХДС/ХСС 313 мандатов из 355 необходимых для формирования большинства. Да, украинской традиции "тушкования" (перекупки депутатов из других партий) в Бундестаге нет (что поделать, отсталая страна!), но никто не запрещает создавать правительство меньшинства. Правда, это означало бы, что для продвижения любого важного и противоречивого законопроекта Меркель нужно будет заручаться ситуативной поддержкой как минимум еще одной партии. Но поскольку в нынешнее турбулентное время таких вопросов ожидается немало, весь политический процесс в Германии рискует превратиться в постоянные подковерные переговоры. Которые в плохом случае приведут к выхолащиванию важнейших законопроектов, а в худшем - вообще к невозможности их принять (поскольку партии не готовы терять поддержку электората). Именно поэтому бундесканцлерин отвергает этот вариант и говорит о том, что предпочтет иной вариант - досрочные выборы. По закону на формирование правительства дается три месяца с момента завершения выборов, и сейчас у Меркель и Компании остается еще почти два. Однако вряд ли они будут столько тянуть. У Германии много внутриполитических и (поскольку она - лидер ЕС) внешнеполитических проблем, требующих немедленного решения. Поэтому, если сторонам экстренно не удастся прийти к компромиссу, то новые выборы объявит либо президент Штайнмайер (у него есть такое право), либо их инициирует сама Меркель через серию манипуляций в парламенте. Да, Штайнмайер к идее досрочных выборов относится не очень хорошо. "Нельзя перекладывать ответственность на плечи избирателей", — говорит немецкий президент, и просит политические партии еще раз попытаться прийти к компромиссу. В частности, он уже призвал к "большей гибкости" в процессе формирования коалиции. И кое-кто уже увидел в этом призыве социал-демократа (которого Меркель и отправила на президентство, считающееся политической пенсией) обращение к самой бундесканцлерин. Эти "кое-кто" уже говорят о том, что отставка Меркель сможет решить проблему. Ведь провал переговоров - это прежде всего ее провал. "Авторитет Меркель, который уже понес серьезные потери из-за слабых результатов на выборах, движется в сторону дальнейшей эрозии. Срыв переговоров показал, что метод Меркель - сплав безграничного прагматизма и максимальной идеологической гибкости - перестает работать", - пишет немецкий Der Spiegel. По словам президента Германии, сейчас тоже нужна гибкость, но другая, та, продемонстрировать которую Ангеле Меркель будет очень непросто. Шанс для Парижа События в Германии - чем бы они не завершились - имеют прямое влияние и на интересы России. Не исключено, что вся вина за несостоявшуюся Ямайку, а также дальнейший кризис, будет возложена на российских хакеров. Ведь Москва-то как раз является одним из бенефициаров неудачи Меркель. Так, Москва была изначально не заинтересована в том, чтобы получить в ФРГ русофобского министра иностранных дел. По традиции, внешнеполитический блок в германском правительстве уходил в ведение младшего партнера ХДС/ХСС и в рамках "Ямайки" этим партнером были бы Свободные демократы или "зеленые". Обе партии всегда отличались идеологическим взглядом на отношения с Москвой, в отличие от прагматиков из числа социал-демократов. Кроме того, в Москве понимают, что несостоявшаяся коалиция серьезно снизит внешнеполитическую активность Германии, в какой-то степени поставит ее "на паузу". А, как сказал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, европейские дела на паузу поставить нельзя. Что, в свою очередь, дает шанс французам. Конечно, сам Макрон говорит о том, что "заморозка процесса формирования коалиции не соответствует нашим интересам", однако слова в данном случае расходятся с мечтаниями. Внутренние проблемы Берлина "лишь подчеркивают необходимость Франции выступать с предложениями, а также взять на себя инициативу в совместной с Германией работе над амбициозным европейским проектом", - говорится в заявлении Елисейского дворца. В переводе на русский язык означает, что у Франции появляется возможность доказать Европе свою силу, продемонстрировать готовность Пятой Республики к реальному возрождению франко-немецкого управленческого дуумвирата, распавшегося из-за слабости Франсуа Олланда. Среди задач, которые готов возложить на себя Эммануэль Макрон, будет реформа Еврозоны, обсуждение условий Брекзита, а также вывод Европы из украинского болота. И поскольку Макрон будет заинтересован в быстрых (пока Германия не очнулась) победах на внешнеполитическом фронте, а внутриевропейские дела этих побед не обещают, то тут на помощь готова прийти Москва. И дать ему эти победы - например, успешное посредничество Парижа по началу восстановления российско-европейских отношений. Вопрос лишь в том, готов ли к таким победам сам французский президент. Геворг Мирзаян Источник: Эксперт