На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

"Хлопцы, скажите прямо": "польский бульдозер" застрял на дорогах Украины


Назначение на должность главы Госагентства автомобильных дорог Украины Славомира Новака вызвало в украинской прессе волну юмора. Его сразу же окрестили Войцех Балчун 2.0. На фоне проблем с "Укрзализныцей" украинцы стали шутить, что европейцам для деиндустриализации Украины мало разрушить ее железные дороги, надо еще добить и автомобильные.
Хотя при этом они признавали, что Новаку в этом отношении будет много проще.   Реформы по-польски   О польских экономических реформах написаны десятки трудов и сотни диссертаций. Опыт польских "реформаторов" преподают в вузах, а исполнителей ставят в пример. Между тем, если отбросить информационную шелуху и подойти к проблеме с чисто экономической точки зрения, восхищаться особо нечем.   Залогом экономического роста Польши в 1990-2000-е годы стали кредиты со стороны США, а затем и Евросоюза. Суммы этих кредитов исчисляются многими десятками миллиардов долларов, вложенными в польскую экономику. После развала СССР перед Западом стояла задача создать из Польши витрину, на которую бы с восхищением могли бы взирать соседи. И "витрина" была построена…   Все польские реформаторы стали гениальными благодаря денежному потоку, который лился на них со всех сторон. Было очевидным, что Варшава по кредитам никогда не расплатится, так как это моментально уничтожит и рост и фантомное "экономическое чудо, то есть ту витрину, ради которой население соседних стран готово было присягнуть западным транснациональным корпорациям. Вашингтон и Брюссель создали совершенно ручное государство, которое и шага не может ступить, не согласовав свои действия с "обкомами".
  Внешний долг Польши на начало 2016 года составлял почти 350 млрд долларов. Для сравнения - у огромной России на сегодняшний день он составляет чуть более 500 млрд долларов.   Польский государственный долг в целом достиг почти 900 млрд злотых, а курс национальной валюты к доллару при этом - 1 к 4. Рост долгов страны и бизнеса перешел в рост уровня жизни и, соответственно, ВВП. Спираль кумулятивного экономического роста дала Польше ощущение богатства и стабильности. И мало кто из поляков понимает, что особой заслуги официальной Варшавы в этом "успехе" нет. Расплатой за эту иллюзию "стабильности" стала полная утеря политической независимости страны и постоянно занесенный над ее экономикой топор, который в случае ослушания снесет этот "карточный домик".   Реалии Украины   На Украине ситуация иная, чем в Польше. США и ЕС не были намерены вливать в Киев колоссальные средства и делать из него "витрину". Евроассоциация - это договор между брюссельской метрополией и колониальной Украиной, который предполагает максимальное освоение новой подмандатной территории. Поэтому польские реформаторы со своим опытом и желанием погреть руки на западных траншах, в Незалежной забуксовали.   Первой и пока единственной реформой Войцеха Балчуна на "Укрзализныце" стало повышение тарифов на грузоперевозки на 30%. Обоснованием послужила потребность в обновлении подвижного состава, ремонте путей, строительстве новых развязок. Уже с начала лета потребители ознакомились с новыми тарифами, а сам сервис… нет, он остался не на прежнем уровне, провал следовал за провалом.     Конечно, трудно требовать реализации всей комплексной программы реформ Войцеха Балчуна за полгода, но ведь, казалось, что-то должно было быть выполнено? Хотя бы то, что реально. Однако система железнодорожных перевозок Украины начала саморазрушаться. Министр транспорта Украины Владимир Омелян, непосредственный руководитель Балчуна, стал разводить руками: "Возможно, ситуация была хуже, когда покойный Георгий Кирпа выводил на Львовской железной дороге паровозы, но недовольство бизнеса имеет полные основания. Не хочу сейчас комментировать причины, следует немедленно ликвидировать последствия".   Дошло до того, что министр начал давать Войцеху банальные советы: "Что должно быть списано - списывается, остальное - безотлагательно ремонтируется. Недопустимо, когда из-за мелкой детали, стоимость которой не превышает одну тысячу гривен, вагоны или локомотивы простаивают под забором".   В конце июля 2016 года министр задал вопрос своему подчиненному: "Войцех, где план реформ?". Создавалось впечатление, что Балчун держит его в большом секрете, дабы этот таинственный документ стремительных преобразований украинских дорог в европейские не попал в руки Кремля…   В общем, никто секретный план реформирования "Укрзализницы" так до сих пор и не увидел. По сути, все реформы свелись к простому повышению тарифов и тривиальной надежде на привлечение западных кредитов. Все - по лекалам польского "экономического чуда", которые, как мы уже поняли, в случае Киева не работают. И виноваты в этом не извечная украинская коррупция, которая для Вашингтона не представляет острой проблемы, а совершенно разные задачи, которые были поставлены им перед Польшей и Украиной.   Три вагона или 11 айфонов?   В 2016 год, еще до прихода Балчуна в структуру, план развития "Укрзализницы" предполагал закупку более тысячи новых грузовых вагонов. Этого мало, но все равно в разы больше, чем было до сих пор.   Что произошло с этими планами? Как выяснилось, половину заказа пришлось отменить потому, что хаос, созданный Балчуном в главке, сорвал проведение тендеров. Вторая половина - под вопросом, но, как недавно сказал глава МИД Украины Павел Климкин по поводу введения безвизового режима со странами ЕС в ноябре 2016 года - "шансы еще есть". Украинские журналисты постоянно пишут о нехватке запчастей, топлива и сотен тех мелочей, без которых не может работать ни одна железнодорожная компания. Работа "Укрзализницы" постепенно распадается, а любые действия руководства напоминают спешные ликвидации очередных прорывов, которые происходят буквально один за другим. Если отбросить ярлыки и все лишнее, это называется одной фразой - "потеря управления компанией". Понимает ли это рок-музыкант и бизнесмен Балчун? Но, позвольте, как он тогда руководил в Польше аналогичной организацией? Неужели польские тепловозы обходятся без топлива, а колесные пары не надо менять?     И вот очередной коррупционный скандал сотрясает компанию. За три миллиона гривен, то есть за деньги достаточные для покупки трех грузовых полувагонов, были приобретены 11 новеньких гаджетов iPhone для руководства компании. По сути, без тендера и по завышенной стоимости. Зато Prozorro.   Продолжение реформ   Тем не менее, польский самородок далек от увольнения, хотя такие слухи и ходили в украинских СМИ. План его реформ на 2017 год уже озвучен. Так как Балчун - последовательный менеджер, план опять сводится к повышению тарифов на перевозки на 25%, что уже воспринимается украинскими промышленниками как неизбежность. Они лишь просят одного: "Дайте вагоны!". Каждый месяц ситуация с ними все более усугубляется, а на фоне спада в экономике и вовсе грозит выйти из-под контроля.   Доходит до того, что компании, чтобы не потерять свою очередь, вынуждены гонять вагоны через половину Украины порожняком, оплачивая "Укрзализнице" при этом все положенные сборы.   Теперь их двое: процесс разрушения инфраструктуры пойдет вдвое быстрее   Теперь на Украине, как мы помним, уже два гениальных реформатора дорожной инфраструктуры. Что же предлагает сделать для автомобильных дорог Украины глава "Укравтодора" Славомир Новак? Каков план его реформ?   Вопрос риторический: Новак точно так же требует кратно увеличить финансирование своего департамента, а если этого не произойдет, то Украину ждет экономический и транспортный коллапс. Как все по-польски "гениально" и просто.   "Еду по трассе Киев - Чоп. Все стоит. В этой ситуации читать новость о том, что "Укравтодор" просит посылать им фото заснеженных дорог - то же самое, что пассажирам утопающего "Титаника" рекомендовать измерить глубину океана", - смеется депутат Рады Виктор Балога. "Хлопцы, скажите прямо: дороги не успевают чистить не потому, что кому-то не пришло фото, а потому, что в нашей самой бедной стране нет техники", - призывает он. Однако признавать реальность никто не торопится.    Юрий Подоляка Источник
Ссылка на первоисточник
наверх